Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Помогает строить и жить

education03_01.jpgКазанский строительный колледж ведет историю с 1955 года, когда одноименный техникум сформировал первый набор по двум строительным специальностям в сфере керамики и обработки дерева. Первый же выпуск из 120 человек насчитывал 27 дипломов с отличием. Первый директор среднего специального учебного заведения (ссуз) М.М. Уддлер расширил его базу созданием комплекса в поселке Дербышки. Имя нынешнего, четвертого в истории ссуза директора – Ивана Григорьевича Симонова связано с дальнейшими важными вехами.

«Кадры решают всё» – сказано мудро и точно. Сегодня коллектив Казанского строительного колледжа и его директор И.Г. Симонов уверены: «Система среднего специального образования – главная движущая сила современного производства, а значит – опора общества».

Казанский строительный колледж подтверждает этот девиз своими делами. Ссуз ориентирован больше на практику, чем на традиционные формы пассивного потребления знаний и передачи опыта. Студенты колледжа с первого дня чувствуют, что преподаватель им не нянька, не слуга, не репетитор в институт и даже не массовик-затейник. Преподаватель здесь – гуру. А гуру не навязывает себя – он вещает непреложные истины и помогает раскрытию внутренних резервов в ученике.

Задача эта многосложная и, помимо практических профессиональных навыков, подразумевает развитие личности в целом – и его эрудиции, и интеллекта, и интереса к жизни. Студенты, добрая половина которых селяне, чувствуют себя в колледже лучше, чем дома. Они увлеченно «окунаются» в КВН и художественную самодеятельность, в бальные танцы, литературные вечера и конкурсы поэзии, в легкую атлетику, теннис, волейбол и баскетбол. И разумеется, не забывают о профессии и учебе.

Но было б неверно полагать, что колледж готовит неких жуиров. Он готовит победителей по жизни. Это – требование времени, эпохи.

Практически с первого до последнего дня в стенах колледжа над студентом незримо маячит грозная фигура – работодатель. Впечатлить, удивить, потрясти того собственным гением – вот достойная цель и гарантия востребования в условиях рынка труда и услуг. Те, кто не надеется взять столь высокую планку, в Казанском строительном колледже кажутся «белой вороной», но никаких «фильтров» или искусственных препятствий (либо так называемого стриминга) им не создается. Казанский строительный колледж в этом смысле небольшая, но действующая модель гражданского общества, общества открытых и равных возможностей, максимального раскрытия личности.

Волноваться или сомневаться в уровне подготовки никому не приходится. Уже ранняя производственная практика свидетельствует, что студенты Казанского строительного колледжа более чем устраивают работодателей: строительство зданий не подвержено никаким системным, инфляционным или иным кризисам. Поэтому-то и не ослабевает потребность общества в квалифицированных техниках, технологах, мастерах, столярах, плотниках, малярах, каменщиках и плиточниках-облицовщиках. Ссуз не упускает ни малейшей возможности выгодно преподнести себя перед строительными организациями. Студенты рассматривают производственную практику на стройках и объектах как нелишний источник заработка и как соревнование с гастарбайтерами.

Казанский строительный колледж сдерживает наступление таких дилетантов и аферистов на «свободном рынке» труда уже постольку, поскольку охватывает широкий круг смежных профессий и предметов. Тут и градостроение с эксплуатацией зданий, и геодезия с топографией, и бухгалтерия с экономикой, и овладение компьютерными программами (ведь без них не сделаешь хорошей дипломной работы!)… Рабочие же навыки оттачиваются на конкурсах «Лучший по профессии – каменщик (плиточник, столяр, штукатур, маляр)», местных и всероссийских конкурсах, в которых строительный колледж за последние лет шесть не опускался ниже третьего места, а чаще – выходил в призеры.

Иван Григорьевич Симонов особое внимание в своей работе уделяет тесной связи со строительными организациями Казани и всей республики. Это позволяет успешно решать вопросы прохождения студентами производственной практики в качестве дублеров мастеров непосредственно на стройках при возведении объектов промышленного и гражданского назначения. Студенты и выпускники колледжа принимали активное участие в Президентской программе «Ветхое жилье», в возведении объектов, ставших гордостью Казани и Республики Татарстан, среди которых: здание УВД РТ, концертный зал Консерватории РТ, здание Прокуратуры РТ, реконструкции Дворца спорта, здание Мэрии г. Казани и другие, – и везде им приходилось осваивать передовые строительные технологии.

Сегодня строительство – преимущественно область приложения частного капитала. Неудивительно и внимание «частников» к воспитанникам Казанского строительного колледжа. Изучив рынок, самые предприимчивые из них останавливают свой выбор именно на этом учебном заведении. Они взяли за правило отряжать сюда представителей, отслеживать таланты на выпускных экзаменах или, еще раньше, заключать перспективные договора. Кажется, все складывается замечательно для колледжа и его воспитанников. Ограничивают лишь объективные факторы. Нынешняя структура ссуза – это 2 учебных корпуса, 40 прекрасно оснащенных лабораторий и аудиторий, 7 мастерских, один деревообрабатывающий цех, библиотечный фронд из 60 тысяч книг. Неплохо для существующих объемов обучения: 1300 человек на дневном и 300 на заочном отделениях. Но абитуриентов вдвое больше, и тенденция возрастает с ростом влияния колледжа в республике. Вливание новых инвестиций позволило бы распространить на всю страну местный достаточно высокий стандарт подготовки, уровень методической и научной работы. Директору И.Г. Симонову присуще чувство нового. По его непосредственной инициативе в колледже открыты новые специальности – «Градостроительный кадастр» и «Земельно-имущественные отношения». Он был одним из активных участников создания татарско-американского регионального колледжа, в рамках которого проходили совместные симпозиумы поочередно в США и Казани, обмен делегациями студентов, стажировки преподавателей в США, обмен опытом по новым педагогическим технологиям и другие мероприятия. Надо отдать должное целеустремленности директора в налаживании внешних связей и внедрении ссуза в структуру экономики Татарстана. Он один из инициаторов создания схемы непрерывного образования «лицей – колледж – вуз». Сегодня колледж интегрирован в систему с профессиональным лицеем № 33, с Архитектурно-строительным университетом. Его представители отбирают кандидатов для профтехобразования в начальных школах республики и благоприятствуют их поступлению далее в вуз. Симонов убежден в превосходстве такого сплава теории и практики. Такие специалисты, по его мнению, прекрасно адаптируются в условиях меняющейся конъюнктуры рынка. Сам процесс обучения в этом случае значительно упорядочивается и ускоряется за счет исключения «пересекающихся» предметов. Такими могут быть сопромат, высшая математика и ряд других дисциплин. Рациональная модель непрерывного образования апробирована на целевых группах на строительном и экономическом факультетах строительного университета. Дополнительным плюсом в плане непрерывного образования является решение проблемы призыва молодого специалиста на воинскую службу. Понятно нежелание работодателя оплачивать свою заявку на такого специалиста, поскольку скорый призыв прерывает его занятость. Понятна и нервозность молодого человека – ведь под угрозой его дальнейшая профессиональная карьера «на гражданке». Пока льготы и отсрочки по призыву не определены законом, такую сделку можно скрепить некими взаимными обязательствами сторон или договором купли-продажи услуг, что и позволяет осуществить план непрерывного образования с привлечением в него работодателя. Эта вполне завершенная схема получила название «кластер». Тем не менее план наталкивается на временные трудности, как, например, на инерцию самой индустрии, не горящей желанием вкладывать средства в образование и полагающей, что сие – «чужой бизнес». Как уже выше говорилось, сфера контролируется частным капиталом, который зачастую становится заложником недальновидных, настороженных либо откровенно некомпетентных маркетологов. Такие «ООО» не реагируют на аналитику, исходящую со стороны учебных заведений, и на распоряжения Минстроя. Они идут на рынок нелегальной рабочей силы – гастарбайтеров. По мнению И.Г. Симонова, все эти вопросы ждут принятия взвешенных решений на федеральном уровне. Он предлагает вернуться к практике трехгодичной работы молодых специалистов по распределению с соответствующей отсрочкой от призыва. Тем самым будет обеспечен возврат средств, вложенных в подготовку специалиста по схеме непрерывного образования. За этот срок наниматель способен оценить молодого специалиста в деле с прицелом на продолжение его найма после демобилизации из армии. Еще одним стимулом для работодателя может служить освобождение от налогов при оказании спонсорской помощи учебным заведениям.

Директор колледжа И.Г. Симонов с большим уважением относится к своим коллегам по работе. Для него главная фигура в учебном заведении – педагог. В колледже трудятся высокообразованные, творческие работники, многие из которых имеют правительственные награды и другие знаки отличия. Всего в ссузе 60 преподавателей. Из них: 2 человека имеют звания заслуженного учителя России, 3 – заслуженного учителя школы Республики Татарстан, 5 – награждены грудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования РФ», свыше 20 – удостоены Почетных грамот Госстроя России и Республики Татарстан.

Иван Григорьевич Симонов глубоко убежден: успех дела может быть там, где в коллективе царят творческое содружество, товарищеская взаимопомощь, внимательное и доброжелательное отношение к студентам.

education03_02.jpg