Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Камаз: Время побеждать.

buisness04_01.jpgСегодня КамАЗ напоминает спортсмена, который после изнурительной болезни встал на ноги и под руководством опытных тренеров интенсивно наращивает мускулы, чтобы вновь, вопреки злословью конкурентов, взойти на пьедестал почета победителем.

Времена, когда стоял вопрос о выживании предприятия, остались позади. Челнинский автомобильный гигант не только успешно встал на ноги, но и занял достойное место среди российских предприятий. На корпоративном совещании по итогам 2007 года генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин оценил работу компании как «лучший результат в новой истории России».

Для такой оценки есть все основания: КамАЗ вошел в десятку российских компаний, имеющих самый высокий уровень роста рыночной капитализации в течение года – 73%. Более того, КамАЗ, по словам Когогина, уже перекрыл сохраненные в период кризиса производственные возможности, а рыночная стоимость предприятия за последние 8 лет выросла более чем в 26 раз. За 2007 год выпущен и реализован 52 671 грузовой автомобиль; в декабре прошедшего года среднесуточный выпуск автомобилей составил 216 единиц. Экспорт достиг рекордного за всю историю КамАЗа уровня – 13,4 тысячи машин, или 25,5% от общего объема выпуска. Поэтому неудивительно, что в рейтинге российских компаний (опубликованном ИД «Коммерсант»), рыночная стоимость которых больше всего выросла в период 1999–2007 гг., КамАЗ занял IV место. Ценные бумаги КамАЗа уже претендуют на статус «голубых фишек». Однако, похоже, что достигнутые успехи – лишь начало пути к вершине.

Отечественный рынок грузовых автомобилей в последние годы переходит на качественно новую стадию развития. Прежде всего, экспертами отмечается его стремительный рост: за последние пять лет рынок вырос более чем в 2,5 раза – с 48,3 тыс. штук в 2002 г. до 128,9 тыс. штук в 2007-м. Среднегодовой темп роста продаж тяжелых грузовиков в России – 18,5%. Вместе с тем российский автомобильный рынок страдает от последствий неконтролируемой экспансии зарубежной техники, выпущенной… в конце прошлого века. Итоги исследований за 2007 год показали, что средний «возраст» магистральных тягачей, ввезенных за последние годы на территорию Российской Федерации из-за рубежа, составляет от 6 до 10 лет. Средний пробег таких автомобилей к моменту ввоза их в Россию – от 650 тысяч до 1 миллиона километров (!) – воистину «ветераны автосвалки»…

Впрочем, иностранная экспансия продолжается в новом качестве: ведущие мировые автопроизводители начали создание сборочных производств уже в России. Volvo приступила к строительству завода под Калугой. Автомобили же под маркой «МАЗ-maN» стали за последние полтора года привычными на отечественных магистралях. Китайский производитель Howo создал сборочное предприятие совместно с ЗИЛом – «Howo-ZIl».

Таким образом, жизнь ставит перед КамАЗом такие первоочередные задачи, как наращивание производства и обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей в условиях отечественного рынка, а также рынков ближнего и дальнего зарубежья. В ближайшие пять лет предусматривается: коренное обновление модельного ряда основной продукции – грузовых автомобилей и дизельных двигателей к ним, проведение реинжиниринга производственно-технологического комплекса КамАЗа, сокращение при этом в 3–4 раза производственных площадей и замена 80% технологического оборудования. КамАЗ выводит за пределы компании некоторые производства с непрофильными для автомобилестроительного предприятия функциями. Кроме того, планируется создание сети новых поставщиков и размещение у них до 70% своей номенклатуры автомобильных компонентов.

Однако количество производимых автомобилей при этом будет увеличиваться: уже в этом году предполагается создать отдельный конвейер для сборки полноприводных грузовых автомобилей, рассчитанный на выпуск до 20 тыс. машин в год. К тому же сейчас действует ряд сборочных производств КамАЗа в странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, освоил сборку полноприводных автомобилей КамАЗ-4326, -43261 и -43114 сборочный завод «КамАЗ Инжиниринг» в г. Кокшетау (Казахстан). Налажено сборочное производство на заводе «Тхэбэксан» в КНДР, в г. Тебриз (Иран), а также в Пакистане и др.

Мир меняется, требуется все более разнообразная и современная техника, поэтому на КамАЗе идет работа по расширению предлагаемого потребителям модельного ряда: за прошедшие годы на базе шасси КамАЗа было создано 195 новых моделей спецтехники. А в 2008 году планируется не только полный переход на стандарт «Евро-3», но и вывод на рынок автомобилей с газовым двигателем уровня «Евро-4», а также ряда новых полноприводных моделей с однои двускатной ошиновкой. Высокая оценка, которую получила продукция КамАЗа на отечественном и международном рынках, подтверждается блестящим успехом презентации трактора «КамАЗ T-215» в Казахстане и признанием многоцелевого бронированного автомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» лучшим в своем классе на военной выставке IDEX-2007 в г. Абу-Даби (ОАЭ).

buisness04_02.jpg

Однако мало произвести хороший автомобиль – необходимо создать условия, чтобы этот автомобиль пришел к потребителю, чтобы тот мог его приобрести и пользоваться им, чувствуя поддержку производителя. Поэтому своеобразной «визитной карточкой» КамАЗа стала фирменная дилерская и сервисная сеть, охватывающая всю территорию России и основные регионы продаж за ее пределами. Сегодня на территории Российской Федерации насчитывается 126 предприятий дилерской сети. Значительное внимание уделяется развитию системы клиентского финансирования: продажам в кредит, на условиях лизинга или рассрочкам платежа. Представительства КамАЗа действуют на Украине, в Казахстане, Туркменистане, Вьетнаме, Азербайджане, Анголе, Афганистане, Белоруссии, Польше и Киргизии. Кроме того, налажены поставки грузовых автомобилей и запчастей в такие страны, как Зимбабве, Сенегал; расширяются партнерские отношения с предприятиями Венесуэлы, Латвии и Саудовской Аравии. Безусловно, стремительный взлет КамАЗа, который мы наблюдаем в последние годы, – дело рук сложившегося профессионального коллектива. Вместе с тем нельзя не признать, что успех всего комплекса мероприятий, превративших КамАЗ Как говорится: «не хлебом единым жив человек», но и без хлеба не проживешь. Он нужен всегда: и когда нечего есть, и когда, наоборот, стол ломится от яств. Хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку: бесценные углеводы, витамины, органические кислоты, клетчатку.

buisness04_03.jpgСегодня пекут самый разный хлеб, и новых видов с каждым годом становится все больше и больше. Хлебозаводы производят его на любой вкус, угождая всем и каждому.

Такое предприятие есть и в Татарстане – Казанский хлебозавод № 3. Этот крупнейший производитель хлебопекарной продукции Татарстана обеспечивает хлебом 70% населения города и республики. Руководит им Джавидин Абдулнатифович Кафаров.

Джавидин Абдулнатифович, как все начиналось на хлебозаводе и что происходит сейчас?

Хлебозавод был основан 5 марта 1939 года. Начинался он с небольших пекарен, названных впоследствии цехами, которые специализировались на выпуске формовых видов хлеба, батонов, армейских сухарей, пряничных и булочных изделий.

На сегодняшний день численность персонала завода – 836 человек. Предприятие выпускает хлебобулочные, кондитерские изделия, торты и пирожные. Общие производственные мощности позволяют вырабатывать в сутки до 140 тонн хлебобулочных и 3,5–4 тонн кондитерских изделий. Кроме того, на территории завода расположена производственная лаборатория, в которой осуществляется контроль качества поступающего сырья.

А как продукция вашего предприятия реализуется?

В распоряжении предприятия расширенная сеть фирменных магазинов, минимаркетов, а также передвижных торговых точек «Тонар», расположенных во всех районах Казани. Партнеры хлебозавода – крупнейшие магазины и супермаркеты, среди которых торговый дом «Перекресток», сеть магазинов «Пятерочка», «Гроссмарт» и «Магнит», в том числе «мэтры» казанского рынка – «Эдельвейс», «Бахетле», «Вамин Татарстан». В настоящее время завод полностью осуществляет завоз готовой продукции своим специализированным транспортом.

Сегодня претензии к форме, качеству, ассортименту продукции хлебозаводов стали чрезвычайно высокими. Каким образом удается предприятию успевать за всевозрастающими требованиями рынка? Развитие и усовершенствование – вот кредо нашей компании. Мы вкладываем деньги в современные средства производства, строим новые цеха, совершенствуем методы продаж и сервисное обслуживание покупателей. Сохраняя вековые традиции хлебопечения, мы непрерывно работаем на благо потребителя: осваиваем последние технологии производства, создаем новые рецепты продукции, используя только натуральные компоненты. Даже в сложных экономических условиях предприятие изыскивало возможности для обновления производства.

За последние 3–4 года темп реконструкции только усиливается: практически в каждом цехе и на каждом участке что-то перестраивается, заменяется старое оборудование на новое.

Так, в 2006 году введено в эксплуатацию оборудование японской фирмы rHEoN, предназначенное для производства широкого ассортимента сдобных изделий с начинками различной формы. Исключительность данного оборудования заключается в том, что точность дозировки гарантируется компьютерным обеспечением. Изделия с начинкой могут иметь любую массу – от 7 до 500 грамм. Ассортимент выпускаемой на таком оборудовании продукции очень широк: печенья «Сдобное», «Царское», «Мозаичное», «Свирель», «Красотка», «Кокетка», «Чайное», «Тучка» и другие, а также заварные пряники с начинками.

В том же 2006 году на хлебозаводе была установлена новая автоматизированная линия по производству батонов – с тесторазделительным и тестомесительным оборудованием немецкой фирмы. Уникальность этой линии заключается в ее автоматизации, что не требует дополнительных рабочих рук. А это позволило, в свою очередь, улучшить и товарный вид батонов, и их вкусовые показатели.

Ваш хлебозавод выпускает и самые разнообразные торты. Такой подарок для сладкоежек!.. Но, наверняка, для изготовления этого лакомства потребовалось и специальное оборудование, и новые технологии?

Несомненно. Чтобы мы могли насладиться изысканным вкусом такого десерта, на хлебозаводе был создан цех по производству тортов и пирожных; он введен в эксплуатацию в сентябре 2006 года. Здесь установлено самое современное оборудование. Цех производит более 50 наименований продукции. Среди них и бисквитные, и воздушные, и медовые изделия, и продукция на основе суфле.

В основе наших изделий только натуральные продукты: гармоничные сочетания легчайшего бисквита или медовых коржей, фрукты и ягоды, взбитые сливки растительного происхождения.

Но на этом разработки технологов не останавливаются. Исходя из потребностей покупателей постоянно внедряются новые виды тортов и пирожных, которые отличаются изысканным вкусом и современным дизайном. На сегодняшний день цехом разработаны и готовы к внедрению 17 новых наименований этих кондитерских изделий.

А в прошлом году на хлебозаводе запустили оборудование по глазировке продукции шоколадом, которое позволило расширить ассортимент и изменить внешний вид изделий. На этой линии глазируются сдобные печенья, мармелад, зефир, пряники, а также освоена глазировка традиционного национального кондитерского изделия «Чак-чак», получившего широкую популярность не только в Татарстане, но и далеко за ее пределами.

Современный человек из-за большой занятости все больше и больше переходит на «перекусывание» бутербродами, хотдогами, гамбургерами... Хорошо это или плохо, но время диктует свои правила. Идет ли в ногу со временем ваш хлебозавод?

Безусловно. Для производства мелкоштучных изделий весом от 40 до 100 грамм, которые служат основанием для приготовления бутербродов, в январе 2008 года на экспериментальном участке хлебозавода установлено оборудование фирмы «Бак Тек» (Австрия). Ассортимент изделий, изготавливаемых на нем, достаточно широк: это и зерновые изделия, и лечебно-профилактические, и булочки для хот-догов и гамбургеров…

Как известно, самую лучшую продукцию должны выпускать и самые лучшие специалисты. Где вы берете таких?

Специалистов для работы на хлебозаводе мы растим сами. Вот и сейчас восемь человек завершают учебу на пищевом факультете КГТУ; на рабочих местах также организована подготовка и переподготовка кадров. И зарплата заводчан, которая считается достаточно высокой по региону, неизменно растет.

Вы верно заметили: мы выпускаем лучшую продукцию. Доказательством этому служат многочисленные награды хлебозавода, что говорит о признании нас среди специалистов в области хлебопечения.

Наш завод – неоднократный победитель конкурсов «100 лучших товаров Республики Татарстан» (в 2004 г. за хлеб «Байрам икмэге») и «100 лучших товаров России» (в 2004 г. за хлеб «Альпийский» и булочки «Датские»). В том же году на Всероссийском смотре качества хлеб «Татарский», «Альпийский» и паляница «Украинская» были удостоены золотой медали и диплома I степени «За высокое качество продукции». В 2005 году на Всероссийском смотре качества продуктов к чаю кондитерское изделие «Чак-чак» получило золотую медаль и диплом I степени «За высокое качество продукции», а хлебец «Ленинградский» – серебряную медаль и диплом II степени. В 2006 году на Всероссийском смотре качества хлеба и хлебобулочных изделий национальные булочные изделия «яфрак» и «Толым» удостоились золотой медали и диплома I степени «За высокое качество продукции», а лепешка «Сметанная» – бронзовой медали и диплома III степени. В 2007 году на Всероссийском смотре качества слойка «Свердловская» и «Хлебобулочное изделие с пониженной кислотностью» удостоены золотой медали, а лепешка «Кабартма» и хлеб «Тонбоек» – серебряной.

Также в 2007 году ОАО «Казанский хлебозавод № 3» стало лауреатом программы «100 лучших товаров России» за национальное изделие «Чак-чак» и изделие булочное «Рябинушка». А в ноябре прошлого года хлебозавод получил почетный знак «Доверие потребителей».

Это впечатляет! Джавидин Абдулнатифович, мы едим хлеб каждый день и не задумываемся, как его пекут, сколько сил и труда уходит на то, чтобы на наших столах были вкусные и красивые булочки, печенья, пирожные. Зато об этом думают на вашем хлебозаводе – думают о каждой мелочи, о каждой детали, и тем самым приносят в наши дома радость и уют. Спасибо вам за это!

buisness04_04.jpg