Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Монастырь на Енисее

religion01_01.jpgПоистине молитвенный покров Божией Матери – храмы, носящие Ее имя. Благовещенский женский монастырь г. Красноярска назван в честь одного из самых главных евангельских событий, некогда происшедших в маленьком палестинском городке Назарете, где явился Пречистой Деве архангел Гавриил, благовествуя о рождении Ею Божественного Младенца. Пресвятая Богородица, явившая Собою высшее смирение и высшее Богу послушание, утвердила обитель сию на земле для спасения душ тех, кто подвизается в ней, научая монашествующих смирению и послушанию, без которых невозможно спасение.

РОЖДЕНИЕ ХРАМА

Как пуст пейзаж без храма, так город мертв без церквей. Рождение каждого храма — это рождение в вечность. Рождение Свято Благовещенского собора г. Красноярска можно отнести еще к 1795 г., когда красноярцы обратились в Духовное правление с письмом-прошением, в котором изъявляли желание соорудить новую церковь: «Многие сего города разного звания люди возымели усердное желание соорудить нам иную двухэтажную церковь и украсить ее подобающим благолепием, в нижнем — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а в верхнем — св. апостола и евангелиста Богослова, на отведенном прежде по плану очень хорошем и пристойном месте…» Испрашивается благословение на начало строительства, вносится и первоначальная сумма на сие дело «деньгами две тысячи сорок рублей, сосуды серебряные с позолотою с прибавою в триста рублей, которые уже готовы и хранятся, да сверх того сто тысяч кирпича».

Разрешение на это прошение пришло в 1801 г., а в ноябре 1804 г., по архивным свидетельствам, на день Архистратига Михаила и прочих Бесплотных Сил, 8/21 ноября, произошла закладка церкви и был освящен первый камень храма.

religion01_02.jpgБлаговещенская церковь строилась не по образцу, а по индивидуальному проекту. И это обусловило некоторую особенность ее архитектуры, придавшую храму неповторимость и необычность. К тому же в ее строительстве было использовано соединение двух архитектурных стилей — провинциального гражданского барокко (в основной части здания) и классической архитектуры (в верхней части церкви).

Основная часть здания церкви возводилась в 1804—1808 гг. иркутским мастером И. Прохоровым. Верхнюю часть собора возвел приглашенный из г. Енисейска мастер И. Огрызков. Закончилось строительство церкви уже другим строителем – купцом Петром Ларионовым в 1813 году. Первоначальный проект предусматривал постройку двухэтажной церкви. Победный для русских исход Бородинской битвы и в целом Отечественной войны 1812 года определил появление незапланированного третьего яруса в архитектуре храмового сооружения. Красноярцы пожелали назвать придел третьего яруса в честь святого благоверного князя Александра Невского — покровителя как Земли Русской, так и Государя Александра I, победившего вместе со всем народом российским в этой кровавой войне. К концу 1812 г. третий этаж и придел были готовы. Полностью же строительство храма было завершено в 1817 году.

religion01_03.jpgБлаговещенская церковь славилась далеко за пределами Красноярска. Вплоть до возведения кафедрального Богородице Рождественского собора (1861 г.), это было самое высокое здание в городе. Более ста лет в ней совершались Богослужения. Судьба ее повторяет судьбу многих храмов и обителей послереволюционных лет в нашей стране. В 1921 году Благовещенский храм отдали под склад меховой пушнины. Без колокольни и крестов, которые были снесены, архитектура здания сразу потеряла всю свою целостность, законченность и красоту. Здание превратилось в серое, казенное учреждение, которое таким пребывало вплоть до 1988 г., когда вновь было отдано Церкви. В ноябре 1991 г. Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Красноярский и Енисейский, отслужил здесь первую (после длительного перерыва) Божественную литургию. И тогда, еще в его архиерейских планах, уже осуществлялся проект создания на этом месте монастыря.

ОБИТЕЛЬ НА ЕНИСЕЕ

«Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его…» (Прп. Варсонофий Оптинский

Не ведали красноярцы-горожане, усердно строившие Благовещенскую церковь, что ее история станет предысторией святой обители на холодной сибирской реке Енисей. Назначенный ответственным за восстановление разрушенного храма архимандрит Серафим (Брыскин), прибывший из г. Черногорска, вскоре подает на имя правящего архиерея Владыки Антония прошение о разрешении на создание женской обители при Благовещенском храме. «Отец Серафим, — сказал тогда архиепископ Антоний, — монастырь утвердится, если будет в нем царствовать любовь».

Перелистнулась еще одна страница истории храма. 1995 год. Теплый июньский день. Тихо и мирно совершился чин открытия монастыря при Благовещенском храме. На этот момент здесь уже было 4 монахини и 6 послушниц. Настоятельницей новообразованной обители стала монахиня Екатерина (Бальва), которая возглавляет ее и поныне, при помощи духовника архимандрита Серафима и архиерейского окормления Владыки Антония. Так начала создаваться Благовещенская обитель.

К этому времени здание, в котором жили семьи работников пушно-меховой базы, было освобождено, и через месяц в нем развернулось строительство келейного корпуса для монашествующих. В скором времени здесь будет возведен второй этаж, увенчанный куполом и принявший в себя первых насельниц открывшейся обители. Но все это только еще предстоит. А пока насельницы ночуют в гараже, не имея не то что элементарных условий для жилья, но даже и места для ночлега. Застелив цементный пол газетами, они ложатся на несколько часов отдохнуть, чтобы вновь ранним утром начать свои труды. Их не смущают неудобства и неустроенность, ибо шли они в монастырь по зову Божию, не надеясь ни на какие блага, а желая спасти свои души. Живут они одной общей семьей, и все горят желанием быстрее завершить строительство корпуса. И сколько же было радости, когда наконец-то наступил этот долгожданный день. Случилось это 4 ноября 1995 года. Что запомнилось сестрам из тех первых лет и дней строительных работ? Та первая ревность в делах Божиих, первый порыв отдать все свои силы для постройки храма. Они носили и складывали кирпичи, очищали территорию, пилили мешавшие строительству деревья, белили, красили. И эта их первая ревность и первые труды и послужили своеобразным духовным фундаментом, на котором потом начал закладываться монастырь внутренне.

Вот уже поставили на келейный корпус долгожданный купол, который весело засверкал на солнце, четко выделяясь на небе крестом. Вот уже Владыка Антоний освятил новый келейный дом (12 октября 1995 г.), и сестры поселились в келиях, которые казались им царскими палатами после темного гаража с цементным полом. А на следующий день они впервые за время стройки молились общим келейным правилом, которое неукоснительно соблюдается и доныне.

В один из теплых мартовских дней (11 марта 1997 года) монастырский двор заполнился прихожанами и духовенством города. Все — в трепетном ожидании. Скоро прибудет Высокопреосвященнейший Владыка Анитоний, чтобы совершить освящение куполов и крестов. А вот и они — новенькие, сверкающие на ярком весеннем солнце. Настоятельница обители матушка Екатерина дает последние указания работникам, помогающим осуществить воздвижение куполов на кровлю собора. Есть еще в живых прихожане, помнящие, как с храма сносили купола и кресты. А ныне — их воздвигают вновь в великом словословии Божием и в необычной торжественности. «Велий, еси, Господи, и чудна суть дела Твоя, вечер водворился плач, заутра радость» (Пс.29,6).

За годы восстановления, начиная с 1994 года, построены колокольня, два келейных дома для сестер, трапезная; отремонтированы и приведены в надлежащий вид все здания и помещения, принадлежащие обители. Ежедневные Богослужения, ежедневное исполнение монашеского правила, сестринский труд на послушаниях и, конечно же, ежедневный и ежеминутный труд над своей душой — вот то, чем живет монастырь.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА

Укрепляется и растет юная женская обитель. И благословение и милость Божия пребывают на ней. Прошло три с половиной года с начала создания обители, и монастырь на Енисее посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, впервые ступивший на красноярскую землю в декабре 1999 года. Этот поистине знаменательный день вошел как в историю града Красноярска, так и в историю Свято Благовещенского женского монастыря. Возглавивший 3 декабря 1999 г. праздничную заутреню Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Алексий II благословил сию святую обитель своим первосвятительским благословением.

religion01_04.jpgНа праздничном Богослужении, возглавляемом Его Святейшеством, присутствовали священнослужители всех приходов епархии, духовенство, монашествующие и сонм народа, который, конечно же, весь не вошел в храм, многие стояли и молились у его стен. По завершении службы Святейший Патриарх благословил сею обитель святой иконой Казанской Божией Матери, вручая ее настоятельнице монастыря монахине Екатерине. В этот вечер сестринскую трапезу посетил и возглавил Святейший Патриарх, который уделил большое внимание вопросам устроения обители и сестрам монастыря. Впоследствии, уже будучи в Москве, Его Святейшество прислал в Красноярск письменное сердечное благодарение за теплый прием Высокопреосвященнейшему Владыке Антонию, архимандриту Серафиму, настоятельнице обители. Своим визитом Святейший Патриарх освятил всю красноярскую землю, город Красноярск и Свято-Благовещенскую женскую обитель.

МОНАСТЫРСКИЕ СВЯТЫНИ Хранят и освящают святую Благовещенскую обитель собранные здесь святыни, которые являются ее сокровищем и богатством. В главном приделе на центральном аналое положена икона Благовещения Пресвятой Богородицы, написанная афонскими монахами. Особой благодатной силой обладает образ Казанской Божией Матери, врачующий людские немощи и подающий помощь нуждающимся. Образ старинного письма принесен в храм верующими в первые дни становления монастыря. Икона нуждалась в обновлении и была прекрасно отреставрирована архимандритом Серафимом. Верующие могут помолиться и поклониться старинному образу святого князя Александра Невского, чудом сохранившемуся и пребывающему ныне в приделе в честь св. блгв. кн. Александра Невского, на третьем этаже храма. Стены храма украшают иконы, во многие из которых вложены частицы святых мощей: это икона свт. Николая Чудотворца, прп. Романа Киржачского, прп. Серафима Саровского, восстановленные и написанные архимандритом Серафимом. Имеются в храме и частицы мощей св. прмц. Елисаветы, свв. Вифлеемских мучеников-младенцев, прав. religion01_05.jpgСимеона Верхотурского, свт. Иннокентия Иркутского, ап. Андрея Первозванного, свв. прп. Оптинских старцев. Верующие прихожане пожертвовали обители икону Святой Троицы старинного письма, в которую вложена частица сохранившегося доныне Мамврийского дуба. Лампады перед святыми образами в Свято-Благовещенском храме горят неугасимым благодатным огнем, тем самым, который сходит с небес в Великую Субботу, накануне Светлого Христова Воскресения — Пасхи. Внесенный в собор Его Высокопреосвященством Владыкой Антонием в Пасхальные дни 2003 года, он освящает собою и сам храм, и предстоящих в нем. И это тоже изобилие милости и великое благословение Господне на сию святую обитель. Богослужения в Благовещенском храме совершаются ежедневно. Двери открыты для всех желающих. Монахиня Василисса (Наумова). Материал впервые опубликован в газете «православное слово Сибири», № 3 (3 ), март 2005 г.