Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Лесная столица Сибири

economy01_01.jpgЕсли спросить россиянина, где находится лесная столица его Родины, тот, скорее всего, вспомнит костромские чащи, куда завел поляков Иван Сусанин, и будет совершенно неправ! Лесная столица России находится в Лесосибирске, стоящем на левом, равнинном берегу Енисея близ устья Ангары. Могучие деревья, крутые песчаные склоны, папоротники в рост человека – все здесь дышит первозданной мощью, которую вряд ли смогут представить жители европейской части, для которых пять сотен чахлых берез – уже чаща.

Экономика Сибири в 70-е годы прошлого века пережила небывалый взлет. Как грибы после дождя росли новые предприятия, вокруг которых тут же возникали поселки и города.

Одним из таких «новичков» стал Лесосибирск, образованный в результате слияния поселков Маклаково и Новомаклаково. Его история типична для сибирских новостроек, возникших на волне комсомольского энтузиазма, когда на фоне впечатляющих производственных показателей было не принято замечать катастрофическое положение быта строителей «прекрасного завтра». Рабочие ЛДК1 и Новоенисейского ЛХЗ, производившие почти четверть советской экспортной пилопродукции, жили в щитовых или брусовых домиках. И это в климате, где столбик термометра опускается зимой до минус 60 градусов! В таких же жутких условиях существовали школы, больницы и детские сады.

Чтобы спасти людей, надо было срочно что-то предпринимать. И тогда у будущего главы Лесосибирска Николая Терентьевича Колпакова появился план объединить поселки.

Идея получила поддержку на краевом уровне, и 21 февраля 1975 года рабочие поселки Маклаково и Новомаклаково были преобразованы в город Лесосибирск краевого подчинения.

С той поры прошло тридцать лет. За это время Лесосибирск превратился в сильный промышленный город, обеспечивающий 2 процента доходной базы края.

Вот уж действительно, «мал золотник, да дорог»! В относительно небольшом Лесосибирске сейчас успешно работают предприятия-лидеры нескольких отраслей экономики.

economy01_02.jpgВзять, например, «Новоенисейский лесохимический комплекс», заготовивший в прошлом году 1 млн. кубометров древесины. Сопоставимых результатов пока не добился ни один из его конкурентов. И это далеко не предел возможности предприятия. Если бы был решен вопрос переработки отходов, комплекс смог бы увеличить объемы производства экспортных видов продукции на 20-25 процентов!

Стремясь к лидерству на рынке, ЗАО «Новоенисейский ЛХК» стало первым предприятием Красноярского края, прошедшим добровольную сертификацию процесса лесоуправления и цепочки «заготовитель-потребитель» по системе Лесного попечительского совета (FsC), что заметно укрепило его позиции на внешнем рынке. Получение сертификата FsC не просто сделало продукцию НЛХК конкурентоспособной по мировым меркам, но и позволило повысить экспортные цены на 10-15 процентов.

Еще один градообразующий гигант – ОАО «Лесосибирский ЛДК №1», крупнейший производитель пиломатериалов из ангарской сосны, лидер среди российских деревообрабатывающих предприятий и один из ведущих экспортеров пиломатериалов, поставляющий свою продукцию в Англию, Францию, Италию, Швейцарию, Испанию, Германию, Бельгию, Египет и другие страны.

Рассказывая о лесопромышленном потенциале города, невозможно не упомянуть и о местном канифольно-экстракционном заводе – одном из немногих предприятий ЛПК, сумевшем пережить экономический кризис. Сейчас завод работает на сосновой живице, на основе которой на Лесосибирском КЭЗ научились производить свыше 50 продуктов глубокой переработки.

Если считать, что первый «кит», на котором зиждется благосостояние Лесосибирска – это лес, то второй, безусловно, – выгодное транспортно-географическое положение, позволившее ему "отобрать" многие функции у старинного г. Енисейска. В Лесосибирске главным транспортным узлом стал речной порт – самый современный на Енисее и второй по мощности в краевой части Енисейского бассейна. Развитие добывающей отрасли Нижнего Приангарья и начало промышленного освоения нефтегазовых месторождений северных территорий Красноярского края открыло долгосрочные перспективы основному транспортному узлу Среднего Енисея. Транспортные функции Лесосибирска дополнены железной дорогой из Ачинска, по которой с Транссибирской магистрали, минуя Красноярск, доставляются грузы на Енисейский Север. Почувствовав высокий экономический потенциал Лесосибирска, здесь обосновались китайские фирмы (в том числе один из крупнейших в мире холдингов «Хуанхэ гроуп»). Из инвестиционных проектов наибольший интерес вызывает строительство целлюлозно-бумажного комбината. Необходимость его строительства обусловлена переизбытком отходов местных деревообрабатывающих предприятий, с которыми они просто не в состоянии справиться самостоятельно. Но Лесосибирск – это не только промышленный центр. Город отличается высоким образовательным и профессиональным уровнем его жителей. Здесь работают технологический и педагогический институты, два профессионально-технических училища, лесотехнический колледж, медицинское училище, музыкальные и художественные школы. В 2002 году в городе построен тринадцатиглавый Крестовоздвиженский собор – один из самых крупных, возведенных в России после революции. Ждет экскурсантов Лесосибирский музей леса – бывший филиал Енисейского краеведческого музея. Город всегда рад гостям. Добро пожаловать в лесную столицу России!

Еще в 1635 году в устье реки Маклаковки, на том месте, где сейчас стоит город, появились первые поселки лесорубов, а в 1916 году норвежский промышленник Лид основал здесь первый в России лесопильный комбинат (современный Маклаковский ЛДК). В 60-е годы к нему добавилось еще два крупнейших в России предприятия Новомаклаковский ЛДК и Новоенисейский ЛХК. А в 70-е каждый четвертый кубометр российской экспортной пилопродукции производился в Лесосибирске. Комбинаты ежегодно перерабатывали около 5 млн. кубометров древесины, главным образом ценнейшей ангарской сосны. Сегодня на них приходится уже 30 процентов российской экспортной пилопродукции, которая поставляется более чем в 30 стран мира.