Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Русский Алюминий

economy04_01.jpgИнтервью с управляющим директором Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ) Константином Ивановичем Стеблиным. КрАЗ входит в состав компании «РУСАЛ» с 2001г.. Компания «РУСАЛ» образована в 2000г. Сегодня «РУСАЛ» один из лидеров мировой алюминиевой отрасли.

Сейчас Красноярский алюминиевый завод реализует программу экологической модернизации стоимостью в сотни миллионов долларов. С какими российскими и иностранными компаниями предприятие сотрудничает при осуществлении планов реконструкции производства?

До 2008 года на программу модернизации Красноярского алюминиевого завода «РУСАЛ» затратит более 270 млн. долларов. С целью оптимизации этих инвестиций в 2004 году создан «Промпарк-Сибирь», основная задача которого – создание благоприятных условий зарубежным компаниям для запуска в Сибири производства оборудования, необходимого для модернизации заводов «РУСАЛа». Уже сегодня в Красноярске начали действовать крупные западные производственные фирмы: ООО «Хенкон-Сибирь» (Голландия), международная компания ООО «НКМ «Ноелль-Сибирь», американская фирма «Пиротек», тандем компании mechaterm (Англия) и Красноярского научно-производственного центра «Магнитная гидродинамика». Этот проект обеспечит Красноярскому краю новые рабочие места, значительные инвестиции в экономику и дополнительные налоговые поступления в региональный бюджет.

Кроме того, в рамках модернизации мы сотрудничаем с международным концерном «Альстом», по технологии которого на КрАЗе будет возведено 15 сухих газоочисток. Первая подобная система газоочистки пущена в опытную эксплуатацию в конце марта. Кстати, фильтры для этого оборудования производит наш местный «Крастяжмаш». Новые трансформаторы для нас производит компания «Уралэлектротяжмаш» из Екатеринбурга, а миксеры мы закупаем у красноярского НПЦ МГД.

Какие инвестиционные проекты, кроме известной программы экологической модернизации, завод намерен реализовывать в ближайшие годы? Какова их инвестиционная емкость?

На Красноярском алюминиевом заводе только в этом году завершится около десятка инвестиционных проектов, направленных на увеличение выпуска алюминия товарного, при этом более 20 млн. долларов затрачено на модернизацию литейного производства. Нами запущен литейный агрегат для выливки сплавов марки 3104, используемых для производства алюминиевых банок, который сможет производить до 100 тыс. тонн/год товарной продукции. В ноябре 2006 года мы планируем ввести в эксплуатацию новый литейный агрегат для выпуска плоских слитков двойной длины с более высокой чистотой и структурой металла. Этот агрегат также не имеет аналогов в России и позволит отливать слитки длиной до 11 метров. Кроме того, мы закупили уникальную производственную линию, которая предназначена для резки слитков из новых алюминиевых сплавов. Эта пила настолько мощная, что легко справляется со слитками толщиной 0,65 м и длиной 11,5 м.

КрАЗ – крупный заказчик различных научных разработок, располагает рядом патентов. В каком направлении ведутся научные работы сейчас?

Научными разработками для КрАЗа сейчас занимается Инженерно-технологический центр «РУСАЛа» (ИТЦ). Инженерно-технологический центр – это большой коллектив, равный по численности научно-исследовательскому или проектному институту средней величины. Здесь собраны лучшие инженеры. Именно они сегодня совершенствуют для нас технологию Содерберга. Исследования ИТЦ уже дают серьезные результаты. На опытном участке КрАЗа в 2005 году уже добились снижения вредных выбросов более чем на 30 процентов. Это произошло за счет герметизации электролизера специальными укрытиями, внедрения новых горелочных устройств и других мер. Но задача, которая ставится перед этим проектом, гораздо масштабнее – уменьшить вредные выбросы более чем в 2,5 раза.

Многие из специалистов завода являются лучшими в своей отрасли по России. Применяются ли их знания, таланты, в рамках проектов «РУСАЛа» за пределами страны? Вообще, как осуществляется обмен специалистами в компании?

Действительно, на КрАЗе много высококвалифицированных специалистов, которые уже побывали и поработали на зарубежных предприятиях «РУСАЛа». Дело в том, что компания внедрила систему ротации, когда сотрудники переводятся с одного предприятия на другое. Так они больше общаются, обмениваются опытом, что позволяет сформировать единую терминологию, единое представление о ценностях и даже технологически подтянуть одно предприятие к другому. Например, Юрий Исаков работал на Николаевском глиноземном заводе в Украине, затем в Южной Америке в Гайане, теперь он – директор по персоналу КрАЗа. А наш специалист по анодному производству Виталий Рахинский сейчас работает в Нигерии… И это я привел вам всего два примера. А их множество. Кто-то едет работать за рубеж, кто-то переводится на другие российские предприятия «РУСАЛа»… Кроме того, внутри компании действует так называемый «внутренний конкурс», когда новые вакансии в первую очередь предлагаются своим специалистам. Это открывает возможности сотрудникам для развития и карьерного роста внутри компании, а для «РУСАЛа» это еще и попросту выгодно. По подсчетам экспертов, прием на работу и введение в курс дела только одного специалиста что называется «с улицы» обходится «РУСАЛу» в сумму более тысячи долларов. Согласитесь, в масштабах компании это огромные цифры.

Ранее на КрАЗе было много иностранных специалистов. Есть ли они сейчас, в каких секторах задействованы?

economy04_02.jpgОфициально на сегодняшний день среди работников завода нет ни одного иностранца. Наверное, такое впечатление возникло оттого, что одно время КрАЗом руководил австралиец, Данкан Хеддитч (улыбается). Другое дело, что иностранцы у нас на заводе очень часто бывают. Мы, как я уже говорил, сотрудничаем со множеством зарубежных компаний и фирм. Многие из них на этапе ввода в эксплуатацию нового оборудования отправляют в Красноярск своих специалистов, которые здесь, вместе с нашими инженерами и представителями Инженерно-технологического центра «РУСАЛа» доводят технику «до ума».

Каковы планы в сфере социальной политики КрАЗа на ближайшие годы?

«РУСАЛ» ставит перед собой задачу довести среднюю заработную плату своих работников к 2009 году до 800 долларов. К 2013 году, соответственно до 1000 долларов в месяц. Согласитесь, это серьезные цели, к которым стоит стремиться.

В 2005 году мы на заводе поэтапно повысили заработную плату рабочим наиболее низкооплачиваемых профессий – от 5 до 15%, а среднемесячная заработная плата рабочих возросла на 16,7 % и составила 20173 рубля. Общие затраты на социальные льготы в расчете на одного работника КрАЗа у нас достигли 21,1 тыс. рублей в год. Мы предоставляем работникам полный социальный пакет, куда входит медицинское обслуживание, детский отдых, помощь в получении кредитов на приобретение жилья, доплаты на питание, помощь в трудных жизненных ситуациях.

Но «РУСАЛ» заботится о благополучии не только своих работников, но и жителей регионов своего присутствия. Мы продолжим реализацию в Красноярске ряда благотворительных проектов и программ, направленных на поддержку социально незащищенных групп населения и различных общественных инициатив. Наибольший резонанс из них получили: Центр социальной помощи «РУСАЛа», конкурс «100 классных проектов» и программа «Здоровая молодежь».