Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Храм земли сибирской

religion01_01.jpg…Сколь обширны и богаты были сибирские земли ещё в те времена, когда на них появились российские землепроходцы! Благодатный край чрезвычайно поразил первого сибирского архиепископа Киприана, приехавшего в Тобольск в 1621 году. Поэтому среди его распоряжений по епархии и обнародуется благодарность казакам и Ермаку за их подвиг землепроходцев.

В верховьях реки Томи, в Кузнецкие земли, служилые люди ходили для сбора ясака с коренного населения уже из Томского острога (построен в 1604 году) с 1609 года.

А по распоряжению царя М.Ф. Романова, через тобольского воеводу князя Куракина, томские воеводы набирают своих служивых людей, а также из Тюмени и Верхотурья, и в 1618 году отправляют их в «кузнецы» ставить острог.

И на левом берегу реки Томи при впадении в нее реки Кондомы возводится первый Кузнецкий острог.

religion01_02.jpgВ 1620 году, уже по новому распоряжению из Томска острог переносится на правый берег реки Томи и становится у подножия высокой горы, получившей название "Вознесенская". Нежелание служивых людей строить новый острог привел их к конфликту с первыми кузнецкими воеводами Т. Боборыкиным и О. Аничковым; они изрядно «пошумели», но были вынуждены подчиниться. Среди традиционного набора первых сибирских острогов – приказная изба, воеводский дом, пороховой погреб, соляной магазин и так далее – обязательно числятся православные храмы. Поэтому в 1621 году на высоком береговом уступе возводится в Кузнецком остроге первый деревянный храм, Спасо-Преображенский, в северорусских традициях, с шатровым завершением. Но по полному чину храм не был освящен – не хватало иконостасных икон, церковной утвари, колоколов, священнических одежд. По распоряжению кузнецкого воеводы Е.И. Баскакова казаки В. Аверкиев и О. Филиппов отправляются в Тобольск и далее с грамотой архиепископа Киприана – в Москву, где были приняты патриархом Филаретом. В 1623 году с богатыми дарами для храма и царской грамотой для воеводы казаки возвратились в Кузнецк.

Из окладной книги известно, что в первой половине XVII столетия в Спасо-Преображенском храме служил священник, в прошлом ключарь Архангельского собора Московского Кремля. В 1622 году острог получил статус сибирского города, и несколько позже, в 1635 году, очередной кузнецкий воевода Г.В. Кошелев принял из Москвы городскую печать, на которой было изображение волка, символизирующее богатый, но необжитый край.

В XVII веке город Кузнецк управлялся воеводами, которых в этом столетии было более двадцати. Ряд имен кузнецких воевод впоследствии будет прославлен деяниями их потомков; среди них Ф.И. Голенищев-Кутузов, И.М. Волконский, А.С. Синявин и другие. Все XVII столетие для Кузнецка прошло под знаком борьбы с набегами кочевников, в этом столетии Кузнецк – город-воин.

В 1658 году, после очередного набега кочевников, Кузнецк, отстраиваясь, значительно расширил границы укреплений в южном и восточном направлениях; увеличивается и число жителей города. Деревянная Преображенская церковь не вмещала весь православный люд Кузнецка, поэтому в 1676 году в городе возводится еще одна церковь – Богородице-Одигитриевская (современная ориентация – сквер кинотеатра имени Калинина).

Борьба с кочевниками закончилась в первой четверти XVIII столетия (1700–1710). С этого времени Кузнецк фактически лишился статуса военной крепости, хотя угроза со стороны китайской границы по-прежнему оставалась, так как Кузнецк играл значительную роль в укреплениях Колывано-Воскресенской линии. Горожане все более привыкали к мирной жизни, иногда нарушавшейся чрезвычайными обстоятельствами. К ним следует отнести пожар летом 1734 года, во время которого сгорела Спасо-Преображенская церковь, являвшаяся главным храмом Кузнецкого заказа (территориальный православный округ). К зиме того же года кузнечане восстановили его в изначальных объемах и архитектурных традициях.

Административно-территориальное подчинение Кузнецка в XVIII столетии менялось несколько раз: по распоряжению императора Петра I в 1708 году Кузнецк приписан к Сибирской губернии, с 1726 по 1780 годы – к Тобольской, затем по 1797 год он относится к Колыванскому наместничеству, а по упразднении наместничества – вновь к Тобольской губернии.

В 70-х годах в Кузнецке начинается каменное строительство; у истоков этого значится совершенно неординарная личность – Ивана Дмитриевича Муратова. Он переписывался с Тобольским архиепископом Варлаамом и получил его разрешение на строительство каменной Одигитриевской церкви, для чего лично пожертвовал крупную денежную сумму. В связи с этим по инициативе И. Д. Муратова из Иркутска приглашается артель каменщиков с зодчим Почекуниным, которая и осуществила возведение первых каменных сооружений Кузнецка – Одигитриевской церкви, дома Муратова (позднее Казначейство), богадельни, Спасо-Преображенского собора. Строительство Одигитриевской церкви осуществлялось в стиле сибирского барокко (1775–1780). На свои средства И. Д. Муратов при храме построил каменную богадельню для сиротствующих. За благие дела он в церковных ведомостях именуется «жертвователем и доброхотодателем».

А к концу XVIII столетия появилась необходимость в новой Спасо-Преображенской церкви, так как деревянная второго поколения была уже обветшавшей. Начинается сбор народных пожертвований на возведение каменного Преображенского собора как главного храма Кузнецкого заказа. Его закладка и первый этап строительства осуществлялись той же иркутской артелью Почекунина при заказчике протоиерее Ефимии Викуловском. Нижний этаж храма освящен в 1901 году при первом кузнецком благочинном протоиерее Я. Арамильском. Строительство собора закончилось в 1835 году при непосредственном участии его старосты И.С. Конюхова, автора знаменитой «Кузнецкой летописи». Длительность возведения храма (43 года) сказалась на его архитектурной стилистике, в ней присутствует классицистическая традиция.

В первой половине XIX века Кузнецк несколько раз меняет свой статус, переходя из разряда «малых» в «средние» города. Это обстоятельство регулировалось количеством жителей, в нем проживающих. При населении свыше 1,5 тысяч человек город считался средним. В 1834 году императором Николаем I утверждается первая градостроительная планировка Кузнецка в связи с переходом города в разряд «средних». К этому времени подходит к завершению строительство третьего каменного храма в Кузнецке – Успенского, на кладбище (1807–1837; ныне сад Алюминщиков). Храм строился на пожертвование двух кузнецких мещан – Д. Хабаровой и И. Ананьина. По просьбе горожан в 1846 году императором был утвержден новый план Кузнецка, дополненный Соборной площадью.

Длительное время территориально-пра вославный округ – Кузнецкий заказ в XVIII веке, а в XIX веке благочиние № 14 – относился к Тобольской епархии. Единственный глава епархии, за время ее существования посетивший Кузнецк, был в 1828 году архиепископ Евгений. Наконец из Тобольской епархии в 1834 году выделяется Томская, к которой и было отнесено Кузнецкое благочиние. Главным храмом Кузнецкого благочиния по-прежнему оставался каменный Спасо-Преображенский собор.

religion01_03.jpgДолжность благочинного была выборной на три года и утверждалась томским епископом, чаще всего это обстоятельство зависело от активной деятельности благочинного и его нравственного облика. Так, протоиерей Преображенского собора П. Стабников исполнял эту должность более 10 лет (1857-1869), прослужив в Кузнецке в общей сложности 50 лет. В истории Кузнецкого благочиния сохранились имена священнослужителей, благочинных, оставивших о себе светлую память у современников и потомков значительностью добрых дел для своих прихожан. Среди них упомянутый П. Стабников, З. Кротков, Е. Тюменцев, М. Любимцев, В. Минералов, Н. Рудичев, И. Торопов и другие.

В 1888 году, в память сохранения жизни императора Александра III и его семейства после взрыва царского поезда, известный кузнецкий предприниматель и будущий почётный гражданин города, С.Е. Попов на свои средства поставил в Никольском приделе Преображенского собора новый иконостас.

Автор текста Юрий Смирнов