Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Большой театр Сибири

culture02_01.jpg

culture02_02.jpgВ каждом городе есть свои особые места – здания, памятники, которыми гордятся жители и которые обязательно демонстрируют приезжим. В Новосибирске такое здание находится на центральной площади города – площади Ленина. Его не перепутать ни с одним другим в России и в мире, оно совершенно уникально по своей архитектуре, недаром его считают главным символом Новосибирска. Это – Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, или, как его просто, но с гордостью называют новосибирцы, «наш Оперный».

Строительство здания Оперного театра началось в 1931 году. По первоначальному замыслу это был Дом науки и культуры, грандиозное сооружение с невероятными размерами зрительного зала и сцены. Здесь должны были происходить праздничные торжества, предусматривавшие возможность выхода на большую сцену театра целых колонн демонстрантов, выезда тракторов и машин. Затем концепция строительства несколько изменилась. Через десять лет здание театра было практически готово, но с началом войны его законсервировали. В военные годы здесь хранились сокровища музеев Москвы и Ленинграда. Изредка использовалась и сцена для проведения концертов. Настоящее же открытие театра практически совпало с победой в Великой Отечественной войне: 12 мая 1945 года состоялась премьера оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Здание театра – это памятник истории и архитектуры. Величественное сооружение с массивными колоннами венчает легкий серебристый купол. Новосибирский театр оперы и балета имеет большой зрительный зал на 1760 мест, концертный зал на 450 мест, который связан с театральными кулуарами центральным кольцевым фойе, малый зал – верхняя сцена (150 мест). Интерьер большого зала напоминает собой амфитеатр, в верхней части которого расположена галерея с копиями античных скульптур, обрамляющая живописный плафон с огромной хрустальной люстрой. Оригинален потолок зрительного зала – своеобразный акустический экран из прессованного картона. Новосибирский оперный театр из-за особенностей архитектуры иногда называют «сибирским Колизеем».

Новосибирский был первым стационарным оперным театром на обширной территории Сибири и Дальнего Востока, и сегодня относится к категории «ведущих театров России». Он первым среди театров российской периферии в декабре 1963 года был удостоен звания академического, и за ним прочно, хоть и неофициально, закрепилось название «Большой театр Сибири».

В основе театрального репертуара – русская и зарубежная оперная и балетная классика. В любом современном театре существуют спектакли, ориентированные на массовое восприятие, понятные каждому зрителю, даже пришедшему в театр впервые в жизни. В репертуаре театра: оперы «Евгений Онегин», «Иоланта», балеты П. Чайковского, «Жизель» А. Адана, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Травиата» Дж. Верди и многие другие.

Другая категория спектаклей предназначена в первую очередь для так называемой элитной публики – профессионалов в области музыки, театра, драматургии, людей высокообразованных, с прогрессивными культурными воззрениями. Эта линия постоянно присутствует в репертуарной политике театра, стала залогом его развития, обновления, наконец, конкурентоспособности на мировом театральном рынке. В течение последних лет на афишах театра появились оригинальные названия, привлекающие особое внимание: оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Молодой Давид» В. Кобекина, «Жизнь с идиотом» А. Шнитке; балеты «Консерватория Бурнонвиля», «Симфония для матричных принтеров», «Поцелуй Феи» и «Пульчинелла» И. Стравинского; а также широко известная опера «Аида» в оригинальной постановке Дмитрия Чернякова.

Новосибирский театр много работает с молодыми и зарубежными постановщиками. В разное время здесь творили такие мастера, как: Ю. Григорович, Л. Михайлов, Э. Пасынков, В. Багратуни, Ю. Александров, А. Степанюк, С. Вирсаладзе, В. Левенталь, И. Гриневич, Ф. Нирод, В. Васильев, П. Лакотт, С. Вихарев, А. Сигалова, и многие другие. С другой стороны, именно с постановками Новосибирского оперного в России зазвучали имена А. Жоржи, Д. Чернякова, Б. Ардиле, К. Симонова, А. Мирошниченко.

Среди самых ярких звезд театра: народные артисты СССР Лидия Мясникова, Лидия Крупенина, Исидор Зак, Валерий Егудин, народные артисты России Галина Бибичева, Татьяна Кладничкина, Татьяна Зорина, Татьяна Ворожцова, лауреаты премии «Золотая маска» заслуженные артисты России Анна Жарова, Александр Лебедев, солистка оперы Светлана Савина. В театре немало талантливой молодежи, многие из которой за последние годы стали лауреатами и дипломантами международных и российских творческих конкурсов.

Творческая деятельность театра началась под руководством главного дирижера Исидора Зака, впоследствии народного артиста СССР. Сегодня главный дирижер театра – Теодор Курентзис, это яркая творческая личность, о таланте которого много пишут в российской и зарубежной прессе. По итогам опроса ведущих музыкальных критиков России, в 2006 году Теодор Курентзис занял первую строку рейтинга и назван «Персоной сезона».culture02_03.jpg

Хор и оркестр театра выступают с собственными концертными программами и активно гастролируют, а их высокий профессионализм постоянно отмечается критиками и публикой. В 2005 году на базе театра созданы камерный оркестр musica aeterna Ensemble и камерный хор New siberian singers, которые с успехом выступают на концертных

площадках Новосибирска, Москвы и за рубежом. За короткое время коллективы зарекомендовали себя как исполнители музыки разных эпох и стилей и получили признание как у новосибирской публики, так и в международных музыкальных кругах.

За последние годы Новосибирский театр оперы и балета стал обладателем ряда престижных наград: премии «Театр года» от российской газеты «Музыкальное обозрение», премии «Окно в Россию», 11ти премий и 14-ти дипломов Национального театрального фестиваля «Золотая маска».

В Оперном театре в 2005 году завершился первый этап реконструкции. Колоссальной перестройке подверглись главный зрительный зал, зрительское фойе и технологическая основа театра. Проект реконструкции театра включил в себя не только капитальный ремонт здания, но и реставрационные работы, а также техническое переоснащение сценического и зрительского комплексов – на сцене и в зале установлено современное цифровое оборудование. Кресла для зрителей стали более комфортными, при этом значительно сократилось количество мест. В боковых кулисах установлены акустические шторы, позволяющие аккумулировать и обогащать звук, посылаемый в зал. Оркестровая яма отныне может легко опускаться на нужную для емкости звука глубину и подниматься до уровня сценической площадки. Специалисты отмечают, что по уровню технического оснащения Новосибирский оперный сегодня опережает Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге.

Автор: Татьяна Боталова при содействии пресс-секретаря театра Медведской Татьяны