Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Вертикаль от земли

construction02_01.jpgВертикальная интеграция как залог успешного развития в агропромышленной сфере– такую стратегию использует группа компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО), по динамике развития один из лидеров российского АПК и крупнейший сельскохозяйственный инвестор в Новосибирской области. «Мы располагаем полным производственным циклом, от выращивания зерна до реализации готового хлеба, – рассказывает председатель Совета директоров САХО Павел Валерьевич Скурихин. – Разные звенья производственной цепочки помогают друг другу удерживаться на плаву даже в кризисные моменты». Стратегия дает возможность агрохолдингу не только открывать новые рынки, но и успешно реализовывать социальную политику сразу в четырех регионах России.

На сегодняшний день САХО – неотъемлемая часть агропромышленного комплекса Новосибирской области. В структуре холдинга работают восемь хозяйств Ордынского, Тогучинского и Карасукского районов, элеваторы в Тогучине и Карасуке. Под маркой «Хлебница», принадлежащей САХО, сеть мини-хлебозаводов и Искитимский хлебокомбинат кормят хлебобулочными и кондитерскими изделиями жителей более десяти (из 30-ти) областных районов. В селе Рогали Ордынского района холдинг строит животноводческий комплекс. Два автотранспортных предприятия в Здвинске и Ордынском обеспечивают грузовые коммуникации между предприятиями САХО. В Искитиме завершается строительство завода по производству концентрированных соков из сибирских ягод. А в Куйбышеве у холдинга свой химический завод, развитию которого руководство САХО уделяет самое пристальное внимание.

Почему химия? Для обывателя, возможно, это не очень вяжется с понятием «аграрный холдинг». «Посевы требуют от хозяина заботы и защиты, – уверяет Павел Скурихин. – С 2001 года мы занимаемся производством химических средств защиты растений. Начинали работать по зарубежным рецептам, в условиях тотальной зависимости от импортного сырья, на арендованных площадях. Уже через год мы освоились в этом бизнесе – выкупили мощности, разработали собственные рецептуры. Сейчас производим полный ассортимент пестицидов – гербициды, фунгициды, инсектициды, – не уступающих, а кое в чем и превосходящих зарубежные аналоги».

По независимым оценкам, САХО занимает 3–4 место в списке крупнейших российских производителей средств защиты растений. И это далеко не предел. Со следующего года химическая продукция сибирского агрохолдинга выходит на рынки ближнего зарубежья. «Мы не собираемся ограничиваться агрохимией, – предупреждает глава Совета директоров САХО. – Готовимся запустить производство гидразин гидрата – очень перспективного продукта с точки зрения экспорта. Одно из его возможных применений – это производство ракетного топлива. Также гидразин гидрат используется для водоподготовки на ТЭЦ, для вспенивания резины». Павел Скурихин не скрывает, что есть и другие планы по расширению химического производства, но какие именно – не говорит: конкурентная борьба в этой сфере очень жесткая.

Впрочем, становление САХО происходило в высококонкурентной среде. Нельзя сбрасывать со счетов и общую проблематику, характерную для российского АПК. Одна из главных трудностей – практически ежегодные кризисы перепроизводства зерна в Сибири. Рынок затоваривается, и производители не могут получить справедливую цену за пшеницу. В итоге сельскохозяйственная отрасль едва сводит концы с концами, не имея средств для модернизации и развития.

construction02_02.jpgВ САХО больших проблем с реализацией зерна не испытывали благодаря той самой вертикальной интеграции: свои хлебозаводы – это гарантированный рынок сбыта. Но ситуация на рынке объективно сдерживала наращивание производства зерна. Зачем вкладывать десятки миллионов рублей в обновление технического парка хозяйств, если продажа пшеницы едва оправдывает себестоимость? С 2005 года руководство САХО плотно работает над глобальной задачей – разгрузить зерновой рынок Сибири. «Выход только один – открывать экспортные направления, – говорит Павел Скурихин. – Страны Юго-Восточной Азии сегодня представляют собой очень перспективный рынок для российского зерна. Но высокие внутренние тарифы на железнодорожные перевозки к дальневосточным портам делают экспорт нерентабельным».

Павлу Скурихину удалось убедить руководство Министерства сельского хозяйства России в необходимости поставить проблему тарифов на государственный уровень. На встречах с президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Михаилом Фрадковым председатель Совета директоров САХО говорил о том, как важно развивать зерновой экспорт. «Есть основания считать, что сельхозпроизводители получат такую необходимую поддержку, и в не самом отдаленном будущем», – считает Павел Валерьевич. А пока в САХО не сидят сложа руки. В конце 2005 года холдинг сделал первую экспортную поставку в Японию, сейчас активно прорабатываются возможности отправки зерна в Монголию, Китай и даже Южную Африку. Почему нет? Павел Скурихин побывал в ЮАР в составе делегации российских бизнесменов, сопровождавших Владимира Путина в ходе его государственного визита в эту страну. «Мы уже провели обмен образцами сельскохозяйственной продукции с нашими африканскими партнерами, и могу уверенно сказать, что у сибирского зерна в Южной Африке отличные перспективы», – авторитетно заявляет Скурихин. Задачи государственного масштаба приходится решать вместе с повседневными проблемами сельских хозяйств. Руководство САХО не понаслышке знает, как живет сегодня сибирская деревня. «Каждое хозяйство – это фактически населенный пункт с полным комплексом соответствующих проблем, – признается Скурихин, – и мы считаем необходимым брать решение многих из них на себя». Причина? Чтобы хорошо работать, люди должны хорошо жить. Улучшение качества жизни сельских тружеников – важная часть корпоративной миссии САХО. Работа в этом направлении ведется, в том числе, и на политическом уровне: первый заместитель председателя Совета директоров САХО Андрей Бакин является депутатом Новосибирского областного совета. «Руководство Новосибирской области уделяет очень большое внимание развитию сельских районов, – говорит Андрей Анатольевич. – Мы благодарны губернатору Виктору Толоконскому и председателю областного совета Алексею Беспаликову за то, что социально значимые инициативы САХО неизменно находят их поддержку». construction02_03.jpgАгрохолдинг вкладывается в восстановление и развитие социальной инфраструктуры в деревнях и селах, где живут работники входящих в САХО предприятий. Действуют целевые программы для воспитания нового поколения сельских тружеников. Перспективные выпускники деревенских школ могут получить высшее образование в новосибирском вузе за счет САХО при условии, что, получив дипломы, они вернутся работать на свою малую родину. Также принципиальным направлением социальной деятельности САХО является развитие детского спорта. «Это эффективный способ привить ценности здорового образа жизни подрастающему поколению, – говорит Скурихин. – Для нас имеет очень большое значение, кому мы в будущем передадим результаты нашего труда». С 2000 года САХО на постоянной основе финансирует детский спортивно-патриотический клуб «Лидер», филиалы которого находятся в Новосибирской, Московской и Омской областях. Представительства «Лидера» работают во всех населенных пунктах Новосибирской области, где есть хозяйства САХО. Спектрвозможностей, которые клуб открывает для детей, очень велик: от хоккея и футбола до конного спорта. Главное направление «Лидера» – восточные единоборства. С 2004 года САХО – официальный партнер Национального союза дзюдо РФ. construction02_04.jpgЗа это время сборные «Лидера» уже дважды выигрывали первенство России по дзюдо. Если смотреть на карту России, на которой отмечены все регионы присутствия САХО, становится очевидным федеральный масштаб работы агрохолдинга. Хлебокомбинаты в Омске и в Подмосковье, хозяйства в Ростовской области, широкая сеть филиалов… «Намирассматриваются возможности покупки предприятий и реализации инвестиционных проектов в разных регионах страны, – делится планами Павел Скурихин. – Но родиной САХО всегда будет Новосибирская область. Мы будем и дальше из года в год увеличивать свой вклад в развитие региона».

Андрей Кузнецов, руководитель департамента по связям с общественностью Сибирского Аграрного Холдинга САХО