Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Тирасполь театральный

culture01_01.jpgПервые сведения о профессиональном театральном искусстве в Приднестровье относятся к ХIХ веку, когда в газетах появляются разрозненные сведения о гастролировавших в городах театральных труппах. В своих мемуарах известный актер, народный артист СССР, дважды лауреат Государственной премии Юрий Васильевич Шумский (Шомин), уроженец города Тирасполя, вспоминал, как мальчиком тайком пробирался в бальную залу Дворянского собрания и с замиранием сердца внимал певцам и музыкантам, дававшим оперу Н.В. Лысенко «Наталка Полтавка». Эти воспоминания тем более интересны, что они принадлежат актеру-профессионалу, блиставшему позднее на сценах Херсона, Одессы и Киева. На сцене столичного украинского Театра им. И. Франко им были исполнены многие роли из новейшего репертуара советского времени; так, в частности, Юрий Васильевич был первым исполнителем роли Платона Кречета в одноименной пьесе А. Корнейчука. За роль маршала А. Василевского в кинодилогии «Третий удар» и «Сталинградская битва» был удостоен Госпремии СССР.

Еще одна тираспольчанка, А.И. Вирина, снискала известность как значительная драматическая актриса украинской сцены, играя в труппах П.К. Саксаганского и М. Старицкого.

culture01_02.jpg

1920-1930 гг. – время практического осуществления культурной революции, решавшей сложнейшие и застарелые проблемы, такие, как ликвидация неграмотности взрослых, всеобщее обязательное обучение детей и подготовка местных кадров для всех областей жизни. При всей их неотложности не было забыто и театральное искусство, первые профессионалы которого выросли из самодеятельных коллективов. В 1928 году наиболее талантливые из любителей театра вошли в Молдавскую драматическую студию с двухгодичным сроком обучения; руководил ею актер МХАТа А.М. Адашев, передававший своим питомцам лучшие традиции русского театра. Свой первый, выпускной, спектакль, поставленный по пьесе местного драматурга С. Лехтцира «Бируинца» (в переводе с молдавского – «Победа»), студийцы посвятили выпуску первого советского грейдер-элеватора на Тираспольском заводе им. Кирова. И, конечно, состоялся он – 7 ноября 1933 года.

К этому времени (с 1931 года, первым из тираспольских театров довоенной поры) уже работал украинский музыкально-драматический театр под руководством известного в УССР актера и режиссера А.К. Гайдабуры. В 1934 году начал действовать и русский театр. Спектакли в очередь давались в здании бывшего Дворянского собрания. И лишь в июне 1936 года, с завершением строительства театра, все театральные труппы перешли в новое, специально построенное здание. Тем самым был завершен ансамбль Театральной площади, вкупе с двумя зданиями вузов составивший культурный центр МАССР.

Таким образом, и в сфере театрального искусства реально осуществлялось провозглашенное Конституцией Молдавской автономной республики трехъязычие!

После провозглашения Верховным Советом СССР 2 августа 1940 года Молдавской союзной республики и переноса столицы в Кишинев русский и молдавский театры перебрались туда. Сегодня они продолжают свою творческую жизнь в качестве Русского драматического театра им. А.П. Чехова и Молдавского музыкально-драматического театра им. М. Эминеску. Украинский же театр оставался в Тирасполе, но с началом войны мужская часть труппы во главе с его руководителем А.К. Гайдабурой ушла в действующую армию, актрисы и технический персонал были эвакуированы. А.К. Гайдабура погиб в 1942 году; после войны деятельность театра не возобновлялась.

Интересное с точки зрения архитектуры здание театра очень серьезно пострадало во время боев за освобождение города Тирасполя в апреле 1944 года. В городе, оккупированном в течение почти трех лет, пришлось очень многое восстанавливать: заводы, школы, больницы, жилье... Далеко не сразу дошла очередь до театра. Лишь в начале шестидесятых методом народной стройки – на субботниках и воскресниках, на которых трудились все горожане от мала до велика, красавец театр вновь предстал во всем своем великолепии. Первым коллективом, выступившим на его сцене 1 сентября 1963 года, стал болгарский ансамбль песни и танца им. В. Маяковского. Зрительный зал с прекрасной акустикой, изысканно-строгим убранством принимал эстрадные и народные гастрольные коллективы, в нем проводились партийные и комсомольские конференции, но своей, постоянной труппы в театре не было до 1969 года. Первого августа 1969 года был учрежден Тираспольский городской театр-студия, основой труппы которого стали выпускники Кишиневского института искусств им. Г. Музическу во главе с их педагогом Н.С. Аронецкой. Став первым главным режиссером обновленного театра, Надежда Степановна повела своих учеников по тернистой дороге театральных будней.

Официально театр открылся 26 марта 1970 года пьесой А. Арбузова «Город на заре». С 1975 года он получил статус драматического театра, с 1992 года называется Республиканским театром драмы и комедии.

culture01_03.jpg

За прошедшие годы гастрольные маршруты театра пролегли по многим городам России, Украины, Белоруссии; важным событием стал творческий отчет коллектива в Москве, на сцене Центрального дома искусств в 1984 году. Высокими званиями заслуженных артистов МССР были отмечены Л. Байрактарова, И. Таран, В. Сухомлинов.

В 1992 году постановлением Правительства ПМР театру был присвоен статус государственного, а в 2001 г. указом Президента И. Смирнова он переименован в Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой. За 30 лет в театре поставлено более 160 спектаклей для взрослых и детей.

Для приднестровцев памятно, что именно в здании театра 2 сентября 1990 года состоялся Второй чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Приднестровского региона, принявший историческое решение о создании Приднестровской Молдавской Республики.