Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

"Я верю в свой коллектив"

manufacturing02_01.jpgНе много найдется на постсоветском пространстве предприятий, которые в годы перестройки не только не растеряли накопленный потенциал, но и совершили рывок на европейский рынок, заняв там достойное место. «Тиротекс» для Приднестровья не просто одно из крупнейших предприятий, а в полном смысле этого слова флагман легкой промышленности региона. Численность работников, вместе со смежниками, составляет около девяти тысяч человек. Более 60% выпускаемой на «Тиротексе» продукции идет на экспорт: в Европу, Америку, Россию, на Украину... О том, как удалось добиться таких успехов, рассказал Ордин Вилор Николаевич, кандидат экономических наук, генеральный директор ЗАО «Тиротекс» – крупнейшего на юго-западе стран СНГ предприятия текстильной промышленности, недавно отметившего свое тридцатилетие.

– Вилор Николаевич, как работает «Тиротекс» в нелегких экономических условиях? Каковы главные приоритеты экономической политики предприятия на ближайшую перспективу?

– На сегодня «Тиротекс» – это финансово устойчивое и стабильно работающее предприятие. А что значит устойчивость в рыночных условиях? Это значит, что компания имеет стабильный рынок готовой продукции и стабильный рынок сырья. Предприятие работает с несколькими поставщиками сырья, обеспечивающими надежность и стабильность поставок, а это – ритмичная работа предприятия с загрузкой производства в 3 смены, а по некоторым участкам и в 4-е.

manufacturing02_02.jpgПрограмма компании сформирована по системе расширенного воспроизводства, то есть постоянно наращиваются объемы производства, и не только наращиваются, но и постоянно совершенствуется и расширяется ассортимент выпускаемой продукции. Так, от объема производства в 1997 году 36 миллионов погонных метров предприятие в 2005 году вышло на объем производства 118 миллионов погонных метров. Хотелось бы отметить очень важный момент: это то, что предприятие не выпускает продукцию «на склад». Объем продаж достигнут уровня 75 млн. долл. в год. Программа производства формируется строго под заказ рынка, и не только по объемам, но и по срокам по всему маршруту производства. Компания осваивает управление по ТВВ («Точно Во-Время»). А это позволяет бороться с потерями, эффективно управлять активами компании и обеспечивает стабильный рынок готовой продукции. Внешний рынок постоянно расширяется. Это возможно только при соблюдении основных условий: высоком уровне качества выпускаемой продукции, при освоении новых, более эффективных технологий и совершенствовании ассортимента. Для выполнения этих условий необходимо постоянно модернизировать имеющееся оборудование и приобретать новое, более производительное. Источником капитальных вложений на «Тиротексе» является начисленная и полученная амортизация основных фондов. Ежегодно на техническое перевооружение компания направляет более 7 млн. долларов США. Закупка оборудования производится в таких странах, как Италия, ФРГ, Англия, Нидерланды. Что касается качества, то компания имеет сертификат системы качества ISO 9001 версии 2000 года.

Основным источником конкурентной цены являются затраты на выпуск и реализацию продукции. В этом направлении предприятию пришлось много поработать. От принципа формирования цены по вложенным затратам предприятие перешло на принцип формирования затрат от цены, определенной рынком.

Когда-то нас учили, что качество – это есть количество вложенного труда: сколько труда вложил, таково будет и качество. Но нужно не просто затратить количество труда, а разумно вложить такое его количество, которое экономически выгодно. Ведь суть состоит не в том, чтобы просто присутствовать на рынке любой ценой, а именно с выгодой для компании.

Компания (с 1998 года – в управленческом учете, а с 2003 года – в бухгалтерском учете) применяет систему «директ-костинг» и практически использует методику маржинального (предельного) анализа, в основе которого лежит деление затрат по отношению к объекту производства продукции (услуг) на постоянные и переменные. Использование данной методики позволяет:

  • точнее исчислять влияние факторов на изменение себестоимости продукции, суммы прибыли и уровня рентабельности и на основе этого более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования затрат и финансовых результатов;
  • устанавливать зону безубыточности предприятия;
  • исчислять необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
  • обосновывать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, технологии производства, в целях минимизации затрат и увеличения прибыли;
  • использовать гибкое ценообразование.

– От каких факторов зависит эффективность производства ?

– Эффективность производства находится в большой зависимости от оперативности и качества управления. На ЗАО «Тиротекс» довольно эффективно действует созданная система мониторинга. Базой для обеспечения деятельности системы мониторинга служит корпоративная сеть, включающая в себя более 500 пользователей. Эта сеть, выполненная на базе современных активных и пассивных оборудований, объединяет сегодня все наши службы в единую информационную базу, где любой специалист может найти интересующие его данные. Магистральная линия сети, выполненная из оптоволокна, имеет протяженность более 35 км.

Отсутствие оперативности в принятии решения снижает эффективность производства. Поэтому одной из первоочередных задач является внедрение в компании системы автоматизированного управления предприятием. Могу со всей ответственностью сказать, что в текстильной промышленности ни на одном предприятии нет внедренной системы в полном объеме, да и в других отраслях их очень мало. Компания планирует ввести в промышленную эксплуатацию с 1 апреля 2006 года систему управления САР «Тиротекс» на базе системы МАХ с использованием технологии штрих-кодирования.

С целью исключения риска остаться на месте, «утонув» в текучке, даже оперативные действия компании должны быть скоординированы и направлены на достижение определенных долгосрочных целей. Для этого «Тиротекс» внедряет процесс стратегического управления на базе концепции сбалансированной системы показателей (ССП). Одной из составляющих ССП является обучение и развитие, что определяет инвестирование в нематериальные активы компании (персонал, информационные технологии, системы). В основу деятельности компании заложено обеспечение удовлетворенности не только клиентов, но и персонала; персонал – это основная ценность компании, поэтому его удовлетворенности уделяется значительное внимание. Работники ЗАО «Тиротекс» получают заработную плату намного выше среднего уровня нашего региона; на сегодня она составляет более 200 долларов в месяц; все работники обеспечены горячим питанием, современными медицинскими услугами, для них Центром культуры компании организовывается досуг с высокой культурой обслуживания. В компании функционирует медико-восстановительный центр; на Черноморском побережье Украины имеется детский пансионат. ЗАО «Тиротекс-Банк» (основным учредителем банка является «Тиротекс») предоставляет работникам льготные кредиты на приобретение жилья. – Можно сказать, что «Тиротекс» выбрал верный путь – путь постоянного развития предприятия… – Да, мы считаем, что выбранная программа развития предприятия верная, и мы и дальше будем идти по этому пути. Но при этом хочу обратить внимание на то, что у истоков подъема предприятия была программа реструктуризации. В ней были отработаны два направления – это внутренние мероприятия и государственная поддержка в виде льгот по начислению отдельных налогов. Ведь многие достижения без государственной поддержки были бы невозможны. Но в результате государство имеет вместо «лежащего на боку» предприятия мощное и высокоэффективное, дающее значительные платежи в доход государства. Платежи в бюджет и внебюджетные фонды с 1,8 млн. долл. США в 1997 году возросли до 6,8 млн. долл. в 2005 году.

ЦЕННОСТИ ЗАО «ТИРОТЕКС»

ЧЕСТНОСТЬ. Работать с потребителями и потенциальными клиентами открыто, честно и искренне. Если мы обещаем что-то сделать, мы это делаем.

УВАЖЕНИЕ. Относиться к окружающим так, как хотим, чтобы они относились к нам. Мы не терпим оскорбительного и неуважительного отношения.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ. Постоянно прислушиваться к нашим потребителям, определять их ожидания и удовлетворять их потребности, своевременно обеспечивая качественной продукцией.

СОВЕРШЕНСТВО. Поощрять новаторство, творческое мышление и инициативы на каждом рабочем месте. Стремиться к соответствию высочайшим этическим, социальным и моральным нормам. Только наилучшие результаты приносят нам удовлетворение от работы.

НАДЕЖНОСТЬ. Обеспечивать выполнение моральных обязательств перед акционерами, сотрудниками, поставщиками и перед обществом. Иметь репутацию самой надежной компании.

«ЗАО«ТИРОТЕКС» станет образцом совершенства, которое в центр своих интересов ставит работников предприятия. Высококвалифицированные и заинтересованные специалисты создают высококачественные товары и ценности...» (МИССИЯ) «…За большой вклад в развитие легкой промышленности Приднестровской Молдавской Республики, высокие показатели в повышении эффективности производства, активное участие коллектива предприятия в общественной жизни Республики и в связи с 30-летием со дня основания акционерного общества закрытого типа «Тиротекс» постановляю: Наградить акционерное общество закрытого типа «Тиротекс» Орденом Почета.

Президент И. Смирнов

г. Тирасполь, 22 октября 2003 года, № 486»