Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Российская крепость на «чайном пути»

history01_01.jpg

Принято считать, что город был основан в 1666 году, хотя археологические находки свидетельствуют, что на слиянии двух рек – Селенги и Уды – к тому времени уже были крупные поселения. Аборигены называли его Удинск, а путь через него лежал на юг – «Ханской звонкой дорогой», по которой шел активный обмен товарами, с монгольскими и китайскими купцами. Позже дорога получила название «Чайный путь».

history01_02.jpgВ 1689 году Удинский (Верхнеудинский) острог обрел статус города и стал южным военным форпостом России, а с 80-х годов XVII столетия вошел в состав Иркутского уезда. Находясь на перекрестке важных торговых путей, он связывал Иркутск и Байкал с Нерчинском и Селенгинским острогом, Китаем и Монголией. Много торговых, служилых и промышленных людей проезжало через Верхнеудинск на восток и юг. В нем собирались торговые пошлины, происходила перегрузка товаров, устраивались амбары и лавки. К середине XIX века, в результате расширения вольной крестьянской колонизации, Верхнеудинск стал главным торговым центром Забайкалья.

history01_03.jpgПосле отмены крепостного права в 1861 году развитие капиталистических отношений в России пошло быстрыми темпами. На территории современной Бурятии золотодобыча стала ведущей отраслью промышленности, и сюда, на российский Клондайк, хлынули предприимчивые дельцы со всех концов империи. Золотая промышленность оказала огромное влияние на рост городов Восточной Сибири, увеличение численности рабочего класса и развитие товарно-денежных отношений. Верхнеудинск стал крупным потребителем разнообразных изделий фабрично-заводской промышленности. Увеличился спрос и на сельскохозяйственные товары. Бурятские и русские крестьяне, казаки сбывали ежегодно на золотые прииски миллионы пудов хлеба и сотни тысяч пудов мяса и других продуктов животноводства. Хозяйства мелких крестьян все больше вовлекались в рыночные отношения и приобретали товарное направление.

С 1875 года в Верхнеудинске избирается Городская дума и ее Голова (глава), а в 1900 году открывается регулярное сообщение по железной дороге, связавшее Забайкалье с центральными областями России. Стройка этой Великой Транссибирской магистрали привела к большим изменениям в экономической жизни города и края. В Верхнеудинске появились филиалы крупных российских и иностранных банков, заработали новые предприятия, первая электростанция и гостиницы для приезжих коммерсантов. Развивается культурная жизнь города. Большую роль в распространении народного образования в крае сыграли ссыльные русские просветители и декабристы.

Наступил ХХ век. Волны первых русских революций докатились до окраин империи. После Октября 1917 года в Верхнеудинске был образован первый Совет рабочих и солдатских депутатов. Его председателем избрали В.М. Серова, бюст которого установлен возле Музея природы Бурятии.

В 1923 году создается Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в Верхнеудинске, который спустя одиннадцать лет переименовывается в Улан-Удэ. Это было бурное время в истории города. На глазах возводились здания государственных, научных, производственных учреждений, заработали ТЭЦ-1, авиационный и паровозо-вагоноремонтный заводы и другие крупные предприятия. Открылись высшее учебное заведение – педагогический институт (ныне Бурятский госуниверситет), Театр бурятской драмы, многочисленные школы, техникумы и средние специальные учебные заведения.

После победы в Великой Отечественной войне стремительными темпами началось расширение границ Улан-Удэ. В 1952 году японскими военнопленными в городе было возведено несколько зданий, в том числе и украшение центра города – Бурятский государственный академический театр оперы и балета, единственный театр в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке с уникальной акустикой. На площади Советов появился памятник Ленину, позже занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как «самая большая голова в мире».

В 1990 году Улан-Удэ включается в «Список исторических населенных мест Российской Федерации». Сегодня под охраной государства находятся около 180 памятников архитектуры и градостроительства, 52 объекта, имеющие большую историческую ценность. Из них 11 – памятники федерального значения.

history01_04.jpgТрепетно храня архитектурный облик города, улан-удэнцы смогли гармонично связать прошлое столицы с ее будущим, исторические постройки с современными высотными зданиями, среди которых гостиница «Сагаан морин» («Белая лошадь»), жилой дом «Солнечная башня», офисы крупных компаний. Жители столицы и ее гости с удовольствием посещают торгово-деловой центр «Удинский пассаж» и торгово-развлекательный центр «Сибирь».

Город окончательно простился со стихией «диких» рынков конца прошлого века. На месте последнего из них привольно расположился современный торговый и спортивно-развлекательный комплекс, к которому в недалеком будущем присоединятся Экспоцентр и гостиница, а прилегающая территория будет полностью благоустроена.

Буквально год назад кардинально изменилась и главная улица города – Ленина (бывшая Большая). Часть ее уже стала пешеходной, с фонтаном и местами отдыха, получив у горожан ласковое «прозвище» «Арбат».

Недалеко от города принимает паломников и экскурсантов Иволгинский дацан – центр российского буддизма. Кроме него, туристы могут посетить буддийские храмы, расположенные на Лысой Горе (Тибетский буддийский центр «Римпоче-Багша») и в Верхней Березовке (комплекс дацанов).

Одна из характерных черт улан-удэнцев – высокая толерантность к любым вероисповеданиям. В столице действуют православные приходы – Свято-Вознесенская церковь и Одигитриевский собор, а также общины старообрядцев. Граждане Бурятии могут беспрепятственно проводить свои языческие обряды (шаманисты), а представители других конфессий – кришнаиты, бахай, католики, иудеи и другие – справлять религиозные праздники и мероприятия в соответствии со своей верой.

Сегодня столица Республики Бурятия – это относительно молодой, динамично развивающийся город, один из культурных, торгово-экономических и политических центров Восточной Сибири.