Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Малиновый звон колоколов

religion02_01.jpgОфициальной датой присоединения Сибири к России русская историография ХVIII-ХIХ вв. считает 1581 г., хотя процесс растянулся еще почти на столетие. Именно в этот период к России было присоединено Забайкалье. Вначале сибирские христиане зависели непосредственно от Московского патриарха, который периодически давал указания архиереям посылать священников для строившихся в Сибири городов и острогов, но такая удаленность руководства церкви имела много отрицательных последствий, и тогда патриарх Филарет в 1620 г. учредил в Сибири особую епархию с кафедрой в Тобольске.

Во второй половине XVII века в Забайкалье начинается строительство церквей и монастырей. Возводится первая баргузинская острожная Спасо-Преображенская церковь, основываются Спасо-Преображенский Посольский и Свято-Троицкий Селенгинский монастыри, а в начале XVIII в Верхнеудинске (Улан-Удэ) – Одигитриевский кафедральный собор и Свято-Троицкая церковь. Троицко-Селенгинский и Посольский монастыри какое-то время пользовались большими привилегиями, дарованными патриархом. Им были отведены обширные вотчины, заимки и рыбные угодья.

religion02_02.jpgКроме государственных пожалований, монастыри расширяли свои владения за счет земель и собственности частных лиц – вкладчиков. Имущество монастырей прирастало дворами, мельницами, усадьбами некоторых жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, Верхнеудинска и других мест. Большая часть отведенных земель предназначалась для новокрещеных бурят, а также ушедших на покой казаков, стрельцов и иных «гулящих» людей, которые женились на «новокрещеных прикладных и купленных девках и бабах» и поселялись рядом с монастырями. Некоторые церкви обладали пышным убранством и архитектурой. Этим отличался, например, построенный итальянцами Воскресенский собор в приграничной Кяхте. В нем был установлен богато инкрустированный хрустальный иконостас, аналогичный иконостасу лондонского Вестминстерского аббатства. Не менее великолепным был и Троицкий собор, знаменитый тем, что здесь в середине XIX века находилась копия чудотворной иконы Божьей Матери – «Сподручницы (поручительницы) грешных». По свидетельствам очевидцев, икона мироточила и обладала исцеляющей силой. На поклон к Божьей Матери приезжали верующие из многих уголков Сибири. Миссионерство принесло существенную пользу государству, так как под его влиянием в ХVII-ХVIII вв. образовались целые селения из новых христиан в разных местах Забайкалья. Постепенное заселение Бурятии русскими людьми и обращение части бурят и эвенков в православие умножали число приходов и храмов. К моменту создания Иркутского и Нерчинского викарианства при Сибирской и Тобольской митрополии (1707 г.) на территории Бурятии насчитывалось 14 церквей и 2 монастыря. В 1853 году «белым царем» было утверждено «Положение о ламаистском духовенстве в Восточной Сибири», по которому буддизм стал официально признанной религией бурят. Этот факт вызвал крайнее недовольство синода и православной миссии. В 1865-1868 годы было образовано Православное миссионерское общество, призванное активизировать миссионерскую деятельность в отдаленных окраинах Российской империи.

К 1870 году в составе иркутской и забайкальской миссии числилось 22 миссионерских центра, а в 1900-м году их было уже 41! За почти 30 лет существования забайкальской миссии ею было окрещено около 200 человек из числа тех, кто поклонялся шаманским духам. За крещение буряты и эвенки получали подарки в виде денег, вещей и на время освобождались от налоговых сборов.

Революция 1917 года нанесла тяжелый удар по православию. Формально Забайкальская и Нерчинская епархия была упразднена в 1930 г., но фактически прекратила существование уже с 1921 г. В Бурятии, как и во всей России, были осквернены и поруганы храмы, многие священнослужители репрессированы, часть из них расстреляна.

После окончания Великой Отечественной войны деятельность Русской православной церкви была вновь разрешена, но в усеченном виде и под присмотром административных органов. Сразу после войны в Улан-Удэ был открыт православный приход Свято-Вознесенской церкви, а чуть позже в Кяхте – приход Успенской церкви, который в 1962 г. снова закрыли.

Возрождение всех конфессий на территории Бурятии начинается только в конце ХХ века. Реставрируются православные приходы и монастыри, восстанавливается Посольский монастырь. Сегодня все православные церкви открыты для посетителей, в том числе и для туристов.

Сейчас в Бурятии действуют 4 православных прихода: два в Улан-Удэ и по одному в Кяхте и Баргузине. Начались службы в Одигитриевском соборе и Сретенской церкви. Возрождается и старообрядческая православная церковь: молельные дома зарегистрированы в Бичуре, Новой Бряни и других селах, где проживают «семейские» старообрядцы.