Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Сила духа и сила веры

religion03_01.jpgКак известно, после церковной реформы Никона православные Российской империи разделились на два лагеря: старообрядцев и новообрядцев. Из-за угроз и притеснений большая часть старообрядцев была вынуждена бежать за границу, преимущественно в польские земли, которые позже отошли к России. Воспользовавшись этим, императрица Екатерина Великая отправила гонимых староверов в бескрайнюю Сибирь для возделывания земель.

religion03_02.jpgВпервые старообрядцы появились в Восточной Сибири в середине XVIII века. И хотя их массовое переселение носило вынужденный характер, изгнанники смогли не только не затеряться среди других народностей, проживавших на территории Бурятии, но и сохранить старообрядческие традиции и культуру на протяжении многих десятилетий. Свое местное название – «семейские» – переселенцы получили из-за того, что ехали в Сибирь всей семьей, с чадами и домочадцами. Старообрядцы довольно быстро обжились на новом месте, и вскоре по долинам рек Большой Куналей, Десятниково, Челутай, Уда и других вытянулись большие «семейские» села, с улицами протяженностью в несколько километров. Старообрядцы принесли с собой земледельческую культуру и своеобразный бытовой уклад. Избы рубили топором. Наиболее распространенными были четырехстенки или пятистенки с двухскатной или четырехскатной крышей. Дом внутри разделялся на передний угол, куть и запечье. В переднем углу стоял стол, над которым помещалась божница. Вдоль стен стояли деревянные лавки, а в углу – кровати, украшенные резьбой и рисунками. Обычно над постелями делались высокие полати, на которых в холодное время года спала вся семья. Напротив кроватей находилась русская печь и были сложены кухонные принадлежности. В доме пол застилался длинными коврами-половиками, а наружные стены красились в разные цвета. Почти все элементы окон и дверей были покрыты так называемой домовой росписью. Перед каждым религиозным праздником хозяйки мыли внутренние и наружные стены и потолок.

Двор «семейских» обносился высоким забором и, как и дом, всегда содержался в чистоте.

Пища у «семейских» была достаточно скромной. Употребляли мясо, хлеб, картофель и другие овощи, выращенные во дворе. (Именно старообрядцы одними из первых в Сибири начали выращивать различные овощные культуры). Чай и спиртные напитки не употреблялись. Выпивали только по «можным» дням и в небольшом количестве.

religion03_03.jpg«Семейские» женщины носили яркую красочную одежду – сарафан и кичку. Преобладали вещи из хлопчатобумажной ткани и холста. Брюки и штаны для женщин и девушек были строго-настрого запрещены, а платья и юбки закрывали ноги до щиколоток. Мужчины надевали толстые ватные штаны, зипуны из грубой шерсти и подпоясывались матерчатым кушаком.

У коренных народов, бурят и эвенков, староверы заимствовали верхнюю одежду для холодного времени года, меховую обувь и шапки, а у сибиряков – животноводческие навыки. Староверы держали овец разных пород, шерсть которых использовали для пряжи и вязания носков, варежек, других вещей. Из конопляных веревок делались особо крепкие нитки, которыми шились бурятские легкие ичиги (типа сапожек или полусапожек), тапочки и лапти.

На всем протяжении своей истории «семейские» Бурятии свято сохраняли свою веру, нравы и обычаи. Широко известен факт, что они сразу же выбрасывали кружки и чашки, если из них утоляли жажду путники или гости, не разделявшие их веру.

religion03_04.jpgВнутрисемейные отношения строго регламентировались: всем в доме заправлял хозяин, его решения должны были беспрекословно выполняться. Младшие почитали и слушались старших. Семьи были огромными: женщины рожали по десять и больше детей! Крепка была у староверов и взаимовыручка, которую они выстрадали и выработали за годы гонений. Благодаря упорному труду, моральным устоям и взаимопомощи «семейские» жили достаточно зажиточно.

Переселяясь за Байкал, «семейские» взяли с собой древние книги, молитвенники, фолианты церковных рукописей. Многие из староверов были неграмотны, но это не мешало им создавать и хранить богатые библиотеки. Распространено было среди первых поселенцев и устное народное творчество: старообрядцы передавалисвоим потомкам образцы русского фольклора допетровской эпохи.

Сегодня в республике «семейские» живут многочисленными компактными группами в основном в южных и юго-западных районах – Тарбагатайском, Мухоршибирском, Бичурском, Хоринском, Кижингинском, Еравнинском, Заиграевском и некоторых других районах Бурятии и Читинской области.

В таких селах, как Большой Куналей, Куйтун, Саратовка, Тарбагатай, Десятниково, Калиновка, Шаралдай, Билютай, Бичура и Малый Куналей, действуют историко-краеведческие музеи, в которых широко представлены экспозиции предметов материальной и духовной культуры «семейских».