Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Лицей-интернат "Лидер"

education03_1.jpgПрактически все выпускники школ каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой: как поступить в высшее учебное заведение, на тот факультет, который соответствует интересам и способностям? Особенно остро эта проблема стоит перед выпускниками из области, где уровень подготовки ниже, чем в городских школах. Но способности не зависят от места проживания. В сельских школах тоже есть одаренные ученики, которым нужно помочь раскрыть себя и достойно поступить в вуз.
Именно для таких ребят в Волгограде открыт Волгоградский лицейинтернат «Лидер». Это современный учебный комплекс, в котором созданы все условия, для того чтобы воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Вот как определяют миссию лицея его педагоги: «Возрождение, сохранение и преумножение интеллектуального потенциала России, развитие у ее граждан духовности, гражданственности, социальной компетентности».

Ирина Жарикова, директор

Лицей-интернат «Лидер» – это дом, объединивший в дружную семью 286 учащихся, 57 учителей, 14 классных воспитателей, 10 педагогов дополнительного образования и 16 преподавателей вузов Волгограда, которые помогают и поддерживают учащихся лицея в их адаптации к новым условиям обучения и отдыха, проживания вдали от родного дома и родителей.

Лицей приятно отличается от привычных всем средних общеобразовательных школ. Здесь не встретишь заспанного лохматого ученика, понуро идущего на очередной нелюбимый урок. Сюда поступают только те ребята из области и города, которые обладают незаурядными способностями и хотят учиться, получить большой объем знаний и опыта. Учащиеся лицея – интеллектуалы, это будущее России.

Среди них победители всероссийских и международных конкурсов, призеры российских, областных и городских олимпиад. Они приходят учиться в 10-й класс – а это время вживания в новый коллектив, время первых трудностей и проблем. Но, как говорится, «через тернии к звездам»! Это время, когда каждый задает себе вопросы: а кем я действительно хочу быть в жизни? Что меня интересует и в чем я смогу преуспеть? Как в многообразии путей найти тот, который будет мне по душе?.. И решить эту проблему многим помогает лицей. Ведь в этом образовательном учреждении возможно раскрытие любых, интеллектуальных и художественных, способностей ученика. Обучение в лицее дает путевку для успешного поступления в вуз.

Ребята сами выбирают нужное им направление, самостоятельно составляют интересующий их набор предметов (базовый, профильный, углубленный уровни), дополняют элективными курсами, проектной, научноисследовательской деятельностью в пределах допустимой учебной нагрузки.

Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою собственную образовательную программу и свой образовательный маршрут на два учебных года, рассчитывая получить в конечном итоге положительный и максимально полезный для себя результат.

Учебный план лицея не требует жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Одна из целей учебного плана – разработка возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся с учетом требований времени, их запросов и познавательных возможностей, конкретных условий учебного процесса в лицее-интернате.

Для подрастающего поколения в лицее созданы все условия для плодотворной учебы: кабинеты оснащены учебной мебелью и техническими средствами на самом современном уровне, оборудованы три компьютерных класса, мобильный компьютерный зал, есть медиазал, библиотека. Лицей является членом Гимназического союза России, проводит видеоуроки, конференции, семинары, диспуты, заседания философского стола для школ России.

Обычные школьники здесь значительно меняются и со временем, проявляя настойчивость и упорство, поражают своими успехами. В лицее создана атмосфера престижности знаний, успешной учебы. В качестве стимулирующих механизмов используются конкурсы, викторины, рейтинги, благодарственные письма родителям успевающих учеников.

Преподаватели лицея обладают высоким профессионализмом, они находятся в постоянным поиске, применяют инновационные методики в преподавании. Педагогический коллектив работает над развитием личности ученика, объединяя усилия семьи, лицея и других общественных институтов и организаций города. Педагоги лицея – это творческие личности, носители высокой культуры и нравственности. Премией Президента Российской Федерации удостоены пять учителей: Нина Викторовна Кузьмина (история), Татьяна Владимировна Руднева (история), Анна Александровна Селезнева (русский язык и литература), Елена Георгиевна Парамонова (биология), Елена Джоновна Камышанская (русский язык и литература).

В лицее-интернате для ребят имеется много возможностей проявить себя во внеурочное время. Здесь есть свои вокальная и театральная студии, кружок спортивных танцев, изостудия, тренажерный зал, свое радио, выпускается собственная газета. Очень ярко и интересно проводятся праздники, разные мероприятия, например: «День посвящения в лицеисты» (на котором принимают новых учеников в лицейское братство), «Ассамблея победителей», «День науки и творчества», конкурсы «Ученик года», «Класс года», «День здоровья», заседания клубов по интересам, уроки мужества и гражданствен- ности, различные спортивные соревнования; организуются встречи с великими деятелями культуры, знаменитыми учеными и другими почетными и известными людьми города. Победители творческих конкурсов награждаются памятными подарками и призами.

В 2006 году по президентской программе лицей получил автобус – теперь стали возможными туристические и экскурсионные поездки, посещения музеев и театров, городов области и ее историко-архитектурных достопримечательностей. Все это способствует приобщению лицеистов к культуре, истории и искусству, воспитывает в них образованных, современных людей.

Немаловажной является и психологическая сторона жизни лицеиста. Бывает, что ученик устал или у него возникли проблемы с самим собой, когда он не может настроиться на работу. И здесь на помощь ему всегда придет профессиональный психолог – это Людмила Тимофеевна Олейникова, кандидат педагогических наук.

Если плохое самочувствие, если не здоровится или что-то болит – врач поспешит на помощь: в лицее работают медицинский и стоматологический кабинеты, про- водятся консультации врачей-специалистов из поликлиники № 25 Советского района г. Волгограда.

Большое внимание уделяется трудовому воспитанию: ребята сами, по очереди, дежурят по лицею и общежитию, наводят порядок и стараются поддерживать его. Живут учащиеся в комфортабельных комнатах общежития (по 3–4 человека), откуда можно, не выходя на улицу, попасть прямо в учебный корпус.

Об истории создания лицея-интерната и особенностях его работы рассказывает директор Ирина Анатольевна Жарикова, отличник народного просвещения:

– Наш лицей-интернат создан в 2004 году по решению администрации области – согласно приказу Комитета по образованию администрации Волгоградской области № 605 от 28 мая 2004 года «Об открытии региональной экспериментальной площадки по отработке модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения) на III ступени обучения, ориентированной на индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов». В настоящее время лицей активно развивается.

– В чем особенности работы с одаренными детьми?

– Проблема заключается в том, что одаренный ребенок может проявлять очень большие способности, например, в математике, но при этом плохо знать русский язык. С началом учебного года задача учителей в течение всей первой недели – определить уровень знаний каждого из новых учеников, а этот уровень может быть разным. Затем для каждого ребенка создается индивидуальная программа его обучения и развития, чтобы он мог не только продолжать изучать тот предмет, в котором силен, но и успешно осваивать другие дисциплины.

– Легко ли ребятам, поступившим в лицей-интернат, привыкать к новым условиям жизни?

– Трудности, конечно, возникают. Ребятам нужно сразу привыкнуть соблюдать строгий распорядок дня, правила нашего учебного заведения, влиться в новый коллектив. Но они справляются: знают, что пришли сюда за знаниями, и стараются их получить. На протяжении всего времени с ними работают психолог и воспитатели, помогая им адаптироваться. Новичков знакомят с нашими традициями, с городом. Через два месяца после начала учебного года у нас проходит церемония посвящения в лицеисты. В адрес новичков читается клятва, а они, со своей стороны, обещают ей следовать. После этого их посвящают в лицеисты.

– Расскажите, пожалуйста, об успехах ваших учеников на олимпиадах.

– Наши ученики постоянно участвуют в региональных предметных олимпиадах, в открытых областных; побеждают и занимают на них призовые места. В 2008 году на Всероссийской предметной олимпиаде учащиеся лицея-интерната вошли в десятку лучших по физике, химии, русскому языку, литературе, биологии, истории, обществознанию. В книге «100 лучших учащихся России» есть трое ребят из «Лидера», еще трое получили президентские гранты: Дарья Митина, Сергей Абрамов, Константин Трефилов. Это был большой успех для всего нашего лицея.
По результатам побед на олимпиадах лицеистам вручают сертификаты для льготного поступления в вузы. Наших ребят хорошо знают в высших учебных заведениях не только Волгограда, но и Москвы, Санкт- Петербурга. Ежегодно среди них более 20 золотых и серебряных медалистов. Из года в год все выпускники-лицеисты поступают в высшие учебные заведения Волгограда и других городов. Чем объяснить такие успехи? Ответ прост: в лицее делается все, для того чтобы талант ребенка – в какой бы сфере он ни проявил себя – обязательно раскрылся.

– Как складываются судьбы ваших выпускников?

– Они нас навещают. Отмечают, какие изменения произошли у нас, и рассказывают о том, чем занимаются сами. Многие ребята после окончания вузов поступают в аспирантуру, готовятся к защите кандидатских диссертаций.
Волгоградский лицей – это надежный переходный мостик из российской провинции в престижнейшие вузы России. В 2008 году выпускники «Лидера» превзошли всех учащихся Волгограда: на ЕГЭ по биологии средний балл был 4,7! В прошлом году лицей заключил договор с немецкой стороной («Центральное управление зарубежных школ»), занимающейся поддержкой образования, и трое наших ребят в 2009 году будут сдавать экзамен на языковой диплом в Германии.

education03_2.jpg– Какие у вас планы по развитию лицея- интерната?

– Планов очень много. Во-первых, это дальнейшее повышение профессионализма наших педагогов. В этом направлении мы сотрудничаем с Волгоградской государственной академией повышения квалификации и переподготовки работников образования, с другими образовательными учреждениями города, области и регионов России.
Во-вторых, необходимо подготовить материальную базу для того, чтобы у нас могли обучаться ребята начиная с 7-го класса. Мы также будем продолжать улучшать условия жизни наших учеников. Уже сейчас планируем создать оздоровительный комплекс, который ребята могли бы с удовольствием посещать с пользой для своего здоровья.
Хотелось бы закон- чить разговор о лицее словами Анри Барбюса: «Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения; надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Лицей- интернат «Лидер» – это союз единомышленников: педагогов, лицеистов, родителей – утверждающих обстановку доверия и уважения.