Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

История края и города

ПЕРВОПРОХОДЦЫ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ДАЛЬНИХ РУБЕЖАХ

history01_01.jpgИстория Хабаровского края восходит к землепроходцам Приохотья и Приамурья, откуда и начиналось освоение дальневосточных территорий. Первые поселения русских людей возникли на Охотском побережье еще в первой половине XVII века. В 1639 году отряд казаков во главе с Иваном Москвитиным вышел к берегам Охотского (тогда Ламского) моря. В устье реки Ульи был поставлен первый острог. Походы В.Д. Пояркова (1643–1646) и Е.П. Хабарова (1649–1653) положили начало присоединения к русскому государству левобережного Приамурья. В 1647 году Семеном Шелковниковым был основан Охотский острог. Это самые первые русские поселения в Хабаровском крае. Отряд того же Хабарова в 70 человек, поднявшись по реке Лене, вышел к реке Олекме, а затем по реке Тугир первопроходцы добрались до Урки – притока Амура. Здесь и ниже по Амуру они и встретили поселения даурцев. Оставив часть своего отряда, Е.П. Хабаров вернулся в Якутск для организации повторной, более многочисленной экспедиции. А результатом первой экспедиции Хабарова стали составленные им «Чертеж реке Амуру» и подробный отчет в Москву, в котором он писал: «...Даурская земля будет прибыльнее Лены <...> и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно...», – что и предопределило большой интерес российских правителей к Дальнему Востоку. history01_02.jpgПриамурье быстро осваивалось русски ми переселенцами. Были основаны новые остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Кумарский (1654), Косогорский (1655) и другие, а также крестьянские села: Солдатово, Игнашкино, Покровское, Монастырщина, Андрюшкино и др. К началу 80-х годов XVII века в бассейне Амура проживало до 800 мужских душ. Было распахано более тысячи десятин пашни; собирались хорошие урожаи. Весь Амур до Татарского пролива и территория к востоку от Аргуни до Большого Хингана вошли в состав России. Однако процесс освоения края оказался прерван в связи с агрессией цинской империи. С начала 80-х годов XVII века маньчжуры вступили в открытый конфликт с российским государством. Военные действия велись в Забайкалье и на Амуре. Россия не собиралась уступать дальневосточные рубежи. Наряду с героической защитой Албазина (1685–1686), были предприняты попытки урегулировать вопрос путем переговоров. history01_03.jpgВ Пекин отправилось русское посольство. Но, не имея возможности перебросить в Приамурье крупные военные силы, Россия была вынуждена подписать навязанный ей Нерчинский договор (1689). Согласно территориальным статьям российские подданные покидали левобережье Амура. Точной границы между двумя государствами установлено не было. И огромный край, успешно осваивавшийся почти 40 лет, превращался в пустынную, никому не принадлежащую полосу. России удалось лишь отстоять право на Забайкалье и побережье Охотского моря.

ВЕК РАЗВИТИЯ

По-настоящему продуманную и целенаправленную деятельность по возвращению Приамурья России, а затем по планомерному устройству приморских владений предпринял Николай Николаевич Муравьев, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. Ему принадлежат слова: «Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью». history01_04.jpgПри широкой поддержке Муравьева был разрешен запутанный вопрос о судоходности устья и лимана Амура и об ост ровном положении Сахалина. Выдающуюся роль в разгадке этой географической задачи сыграл Геннадий Иванович Невельской. В 1850 году он поднял российский флаг в устье Амура и основал Николаевский военный пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане. В 1854–1856 годах проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения: Мариинское, Успенское, Богородское, Иркутское и другие. В 1853 году был подписан Айгунский, а в 1860-м – Пекинский договор, окончательно решивший пограничный вопрос. В 1858 году заложены Хабаровка, Софийск, Иннокентьевка, Корсаково, Казакевичево и другие опорные пункты, – все левобережное Приамурье признано владением России. С 1858 по 1860 год на Амур было переселено более трех тысяч человек. Ими поставлены села: Воронежское, Вятское, Троицкое, Пермское, Тамбовское и др.

history01_05.jpgПервым самостоятельным административно-территориальным образованием, включавшим территорию края, являлась Приморская область (с центром в г. Николаевск-на-Амуре), созданная в 1856 году.

31 мая 1858 года солдаты линейного сибирского батальона под командованием капитана Я.В. Дьяченко основали военный пост, названный Хабаровкой – в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них: дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки. Обосновывая необходимость закладки поста близ устья Уссури, Г.И. Невельской, еще накануне первого амурского сплава в 1854 году, писал генерал-губернатору Восточной Сибири Н.Н. Муравьеву-Амурскому: «Устье реки Уссури здесь представляет центр, из которого должны исходить пути, обеспеченные земледельческими поселениями, к главным местностям, как-то: к Забайкальской области, history01_06.jpgустью реки Амура и к гаваням, лежащим на прибрежьях края…» Он предвосхитил географическую «столичность» будущего города для всего Дальнего Востока: «В настоящее же время этот пункт должен служить исходной точкой как для сообщения с избранной на юге гаванью, так ровно и для исследования Уссурийского и Среднеамурского бассейнов».

В 1860 году учреждена новая область – Амурская, с центром в городе Благовещенске.

В 1864-м землемер М. Любарский составил топографический план, предусматривавший перспективу превращения поста именно в город.

А в 1880 году управление областью пере ведено в Хабаровку, с одновременным образованием Хабаровского округа в составе области. 30 октября 1880 года Хабаровка получила статус города. history01_07.jpgВыгодное местоположение на стыке двух рек и уже имевшийся речной порт, очевидно, способствовали быстрому развитию инфра структуры и торговли. Спустя четыре года Хабаровка становится центром вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства в составе Амурской, Забайкальской и Приморской областей. Уже с 1891 по 1897 год строится Уссурийская железная дорога, соединившая Хабаровск с Владивостоком. В 1893 году Хабаровка получила нынешнее, привычное название – Хабаровск. Конец XIX – начало XX века – время пре вращения провинциального города на окраине России в крупный административный, военный, промышленный и культурный центр Дальнего Востока. Однако, буквально до рубежа XIX–ХХ веков, заселение Приамурья шло медленны ми темпами. Ситуация стала меняться лишь к началу прошлого века. В 1900 году открывается движение по Забайкальской железной дороге, а с 1902-го – по КВЖД; тем самым ускорился приток в край переселенцев. После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией здесь обосновалось руководство history01_08.jpgПриамурского военного округа: командующий и штаб. Хабаровск становится еще и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году была создана база Амурской флотилии, – и ближайшее будущее подтвердило, что не напрасно. Война с Японией 1904–1905 годов нарушила переселенческие планы. В 1909 году Приморская область была разделена на три области: Сахалинскую, Камчатскую и Приморскую (центр – г. Владивосток), в состав которой входил Хабаровский уезд. Всего с 1900 по 1913 год в Приамурский край прибыло около 300 тысяч крестьян из других частей страны. На территории, относящейся к современному Хабаровскому краю, находились три города: Хабаровск, Николаевск-на-Амуре и Охотск. Естественно, что нарастающие по всей «большой России» революционные процессы и сумятица не могли не затронуть теперь уже очень крупный, промышленный город – Хабаровск. На Приморье надвигалось иное, смутное время.

history01_09.jpgРЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

События 1917 года породили неоднозначную оценку со стороны различных слоев дальневосточников. Решительные действия Советов вызвали одобрение одних и неприятие других. Раскол общества в стране на «красных» и «белых» не миновал и край. В ноябре произошло свержение Временного правительства большевиками. В Хабаровск была отправлена телеграмма В.И. Ленина «Всем Советам Дальнего Востока», в которой Советам предлагалось взять власть в свои руки. 11 ноября хабаровская большевистская организация приветствовала свержение Временного правительства и переход власти к Советам. А еще через несколько дней собрание солдат хабаровского гарнизона приняло решение о немедленной передаче власти городскому Совету и упразднении комиссаров Временного правительства. Был образован Краевой комитет, впоследствии переименованный в Дальневосточный совет народных комиссаров (Дальсовнарком).

history01_10.jpgНо 4 апреля, после японской провокации во Владивостоке, были высажены японский и английский десанты под предлогом обеспечения безопасности своих подданных. А в мае во Владивостоке произошел мятеж Уссурийского казачьего войска во главе с атаманом Калмыковым, который был поддержан иностранными интервентами. 29 июня образовался Уссурийский фронт. С этого и началась затяжная война с белогвардейцами и интервентами; во время нее Хабаровск три раза переходил из рук в руки.

Для предотвращения военного столкновения Советской России с Японией и решения задачи мирной ликвидации интервенции на территории Забайкалья, Амурской и Приморской областей 6 апреля 1920 года была создана Дальневосточная Республика (ДВР).

В 1920 году сначала из Приморской области была выделена новая область – Приамурская, с центром в Хабаровске, которую затем преобразовали в губернию, вошедшую в состав созданной в апреле того же года Дальневосточной Республики. Не сумев дипломатическим путем подчинить ДВР своему влиянию, Япония в 1921 году предприняла шаги по активизации боевых действий белых войск. Наступления Народной революционной армии ДВР, поддержанные красными партизанскими отрядами, привели к победе ее в Волочаевской операции и освобождению Хабаровска, а также к взятию Спасска и вступлению во Владивосток.

26 мая 1921 года во Владивостоке, при содействии японских интервентов, вновь произошел белогвардейский переворот. В ноябре в хабаровском Приамурье Белоповстанческая армия под командованием Молчанова вступила в военные действия с Народно-революционной армией (НРА), которой руководил В.К. Блюхер. 21–23 декабря войска НРА вынуждены были покинуть Хабаровск. Однако уже 14 февраля, после ожесточенных боев под Волочаевкой, Хабаровск опять перешел к НРА. Так для Хабаровска закончился период Гражданской войны.

15 ноября 1922 года ДВР была преобразована в Дальневосточную область РСФСР с центром в городе Чите, а с 1924 года – в Хабаровске. В состав области входи ли Амурская, Забайкальская, Камчатская, Приамурская, Прибайкальская, Приморская (с северной частью острова Сахалин) губернии и полоса отчуждения Китайской восточной железной дороги (КВЖД).

Губернии существовали на Дальнем Востоке всего три года.

В 1926 году постановлением Президиума ВцИК на территории Дальневосточной области был образован Дальневосточный край с центром в г. Хабаровске.

ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ

Восстановление народного хозяйства на Дальнем Востоке шло более спокойно, чем в европейской части России. Как и по всей России, в Приморье произошла полная национализация промышленности. И новое обострение международной обстановки на даль не-восточных границах страны потребовало укрепления жизнеобеспечения и обороноспособности края. В результате развернулись процессы реорганизации промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Строились новые города: Комсомольск-на Амуре, Биробиджан. Возводились заводы и фабрики. Именно в довоенные времена была создана основа промышленной структуры сов ременного Хабаровска. Развивались также транспорт и связь. Продолжалось активное строительство линий электропередач, железнодорожных и телефонных линий. Как и по всей советской России, в Хабаровске сразу после установления советской власти началась борьба с неграмотностью. Стали открываться новые учебные заведения. 20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделен на Хабаровский и Приморский. В состав Хабаровского края вошли Амурская, Нижне-Амурская, Еврейская, Камчатская, Сахалинская области, Чукотский и Корякский национальные округа, районы реки Колымы. На Дальний Восток переселялись люди из центральных районов страны. К 1939 году население Дальневосточного края увеличилось до 2,5 млн. человек. Так, после почти двадцати лет интенсивного развития Хабаровск подтвердил свой статус крупнейшего промышленного и транс портного центра Дальнего Востока.

«…ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ, ПРОЧНАЯ» ОПОРА

В первые же дни Великой Отечественной войны записались добровольцами и ушли на фронт более 25-ти тысяч человек. А их места на производстве заняли женщины, подростки и старики. Так как европейская часть СССР была оккупирована, то обеспечение фронта техникой и продовольствием легло на плечи жите лей Сибири и Дальнего Востока. Требовалась срочная перестройка промышленности, пере вод ее на военные рельсы. «В труде – как в бою!» – лозунг того времени; и выполнялся он безукоризненно. Во время войны были отменены отпуска и выходные, рабочий день составлял 12–14 часов, но многие и после оставались на рабочих местах. Люди, как по отдельности, так и целыми бригадами, нередко перевыполняли и без того огромный план на 200, 300, 500, а иногда даже до 1000 процентов.

Показательным примером трудового под вига тех лет может служить Хабаровский завод «Дальэнергомаш»: уже к концу первого года войны он выпускал военную продукцию – стержни для мин, а в следующем году успешно освоил выпуск танков.

От тружеников тыла не отставали и бойцы Дальневосточного фронта. Всего с Дальнего Востока на советско-германский фронт было отправлено более одного миллиона чело век. В том числе из Хабаровска – 78-ая Дальневосточная дивизия под командованием полковника А.П. Белобородова. В течение месяца она рука об руку с воинами-панфиловцами обороняла Волоколамское шоссе. За отвагу, проявленную в боях, в ноябре 1941 года ей, одной из первых, было присвоено наименование Гвардейской.

Война в Европе завершилась в 1945 году капитуляцией гитлеровской Германии. Но на Дальнем Востоке сохранялась опасность. Выполняя союзные обязательства, СССР объявил войну императорской Японии; после 24-х дней боев сопротивление японских войск было сломлено, и в сентябре 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции, который победно завершил страшную хронологию Второй мировой.

Годы тягчайших испытаний Хабаровск и Приморье выстояли с честью. Память о тех временах останется навсегда. Боевые и трудовые подвиги приморцев увековечены в памятниках и мемориалах.

ДЕСЯТИЛЕТИЯ МИРА И СОЗИДАНИЯ

По окончании войны начался процесс перевода промышленности на мирное производство. С фронтов возвращались солдаты, которые пополняли собою трудовые коллективы. Продолжилось переселение людей на Дальний Восток. Коренным образом меняется административно-территориальное деление Дальнего Востока. В 1947–1948 годах из состава Хабаровского края были выделены Сахалинская и Амурская области. В 1953 году была образована и вышла из состава края Магаданская область, а также область с Чукотским национальным округом. В 1956-м самостоятельной стала Камчатская область. Тогда же была упразднена Нижне-Амурская область, а входившие в ее состав районы перешли в непосредственное подчинение Хабаровского края. Развивалась, строилась, обновлялась и столица Приморья. Вводились в строй заводы и фабрики; из самых крупных промышленных предприятий можно отметить: завод «Амуркабель» (1956), Завод крупнопанельного домостроения (1961), Авторемонтный завод (1965), Завод алюминиевых конструкций (1977). Расширяли свои возможности такие мощные предприятия Хабаровска, как «Дальэнергомаш», «Дальдизель», Завод им. Орджоникидзе, Химфармзавод. В 1969 году завод «Энергомаш» выпустил первую партию газовых турбин. В пригородах Хабаровска стали появляться птицефабрики, свинокомплексы, теп личные комбинаты, а затем и предприятия пищевой промышленности: хлебозаводы, мясокомбинат и даже фабрика мороженого. Основным видом транспорта для хабаровчан после войны оставался железнодорожный. Новые магистрали соединяли все больше городов Дальнего Востока. В 60-е годы проходила массовая электрификация железных дорог. Но кроме поездов, столь привычных для хабаровчан, в их жизни начал занимать место воздушный транспорт. В 1948 году стали осуществляться регулярные рейсы по маршруту Москва – Хабаровск, а в 1954-м в городе открылся аэровокзал. В марте 1970 года хабаровскому аэропорту присвоен статус международного, – после того, как в нем приземлился самолет, открывший регулярный рейс из Парижа в Токио. Уже в следующем году была открыта линия Хабаровск – Токио. Еще через год было возведено новое здание аэропорта. Развивалась также система городского транспорта. Продолжалось развитие края и в области образования. За это время начало работать большое количество школ, училищ, техникумов, вузов. Училища и техникумы теперь стали выпускать специалистов практически для всех отраслей промышленности. В 1958 году создан автомобильно-дорожный институт, впоследствии политехнический; в 1967-м – институт физической культуры; а также институт культуры (1968), институт народного хозяйства (1970) и т.д. За этот же период в Хабаровске открылось немало научно-исследовательских институтов, работавших практически во всех направлениях науки. С 1991 года, наряду с другими регионами, край переживал период распада СССР и экономического кризиса, за которым последовал процесс преобразований во всех областях жизни страны. В том же 1991 году самостоятельным субъектом РФ стала Еврейская автономная область. В 1995 году в Хабаровске прошли первые выборы губернатора Хабаровского края, им стал Виктор Иванович Ишаев; а в 1996-м – и первые в истории города выборы мэра (Павел Дмитриевич Филиппов). Как и в славном прошлом, Хабаровск остается крупнейшим на Дальнем Востоке промышленным, культурным и транспортным центром. Ныне он является столицей не только края, но и всего Дальневосточного федерального округа.

Автор: Юрий Смирнов