Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

75 лет в искусстве

culture01_01.jpgДальневосточному художественному музею 75 лет. В 1931 году в Хабаровске открылся подлинный храм искусства – Дальневосточный художественный музей, где наряду с произведениями русских художников посетители впервые смогли увидеть античную керамику Греции и Причерноморья, полотна живописцев итальянского Возрождения и изящную рокайльную бронзу, фаянс, фарфор немецких и французских мастеров. Коллекция музея была сформирована из собраний Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковской галереи и других отечественных сокровищниц.

culture01_02.jpgСегодня Дальневосточный художественный музей по-прежнему сохраняет в регионе позиции лидера в области научных исследований и музейно-выставочного обмена. Богатые, разнообразные коллекции русского и западноевропейского искусства, уникальное собрание произведений традиционной аборигенной культуры, живопись, графика, скульптура художников русской эмиграции, андерграунда 50–70-х годов ХХ века, а также основоположников школы дальневосточного пейзажа позволяют создавать самые разнообразные выставки и экспозиции. Сотрудничество с музеями региона и коллегами из США, Австралии, Кореи, Китая, Японии позволило осуществить ряд совместных художественных проектов. Один из них – выставка «Модернизм российского Дальнего Востока и Японии. 1918–1928», ставшая отправной точкой в работе международного симпозиума по вопросам русского авангарда, который состоялся в Японии летом 2002 года при участии историков из России, США, Италии. В 2006 году впервые в Дальневосточном художественном музее во время празднования Дней российской словесности проводились Кирилло-Мефодиевские чтения, где приглашенные из Москвы гости провели курс лекций об иконе для всех желающих и профессионалов. В эти же дни открылась масштабная выставка «Современная православная икона». На ней впервые были представлены произведения XV–XIX веков из собрания музея наряду с иконами, созданными современными мастерами из Москвы, Сергиева Посада, Серпухова, Кашина, Софрино, Хабаровска. К 75-летию музея открылась выставка «Грани творчества», представившая эскизы и рисунки русских художников XIX–ХХ веков, таких как: Владимир Гау, Василий Верещагин, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Иван Крамской и многих других. Этот так называемый юбилейный проект Дальневосточный художественный музей подготовил для хабаровчан совместно с Внешторгбанком. Благодаря такому партнерству любители искусства смогли посетить выставку работ бывшего хабаровчанина, а ныне известного питерского художника Олега Яхнина; многим запомнилось творчество легендарной группы «Митьки», также представленной в залах музея.

culture01_03.jpgВ наши дни большинство крупных проектов музейно-выставочной деятельности организуется только благодаря поддержке спонсоров. Большим событием стало открытие в 2003 году в Сикачи-Аляне филиала – Музея аборигенной культуры народов Амура – в сотрудничестве с эколого-туристической компанией «Вэлком». Последнее десятилетие можно назвать временем больших перемен: в музее проводится не только выставочная работа, но и идет пополнение коллекции, которая насчитывает сегодня 12 тысяч единиц. Сам музей находится в одном из красивейших зданий Хабаровска, памятнике архитектуры конца XIX века, – в бывшем Офицерском собрании. Тем не менее музей имеет возможность выставлять только десять процентов коллекции. Остальная часть хранится в фондах и нуждается в дополнительных площадях и специальных условиях экспонирования, – это великолепное собрание, заслуживающее внимания зрителей.

В Дальневосточном художественном музее собрана удивительная коллекция икон XV–XIX веков, основой которой стала экспозиция русских икон и предметов церковной старины, подобранная и отправленная в Хабаровск из запасников Государственного исторического музея и Третьяковской галереи в 1931 году вместе с коллекцией русской дореволюционной живописи. Одна из самых ранних икон – «Вход в Иерусалим» – относится к концу XV века. Произведения живописи составляют самую значимую по качеству и содержанию материала часть коллекции русского искусства, охватывающего период с конца XVII по ХХ век. Среди произведений портретного жанра серьезный интерес вызывают репрезентативные портреты членов Императорской семьи и ее великих современников. Художественная культура XIX века представлена произведениями академистов исторического, мифологического и пейзажного жанров. Полотна Чернецова, Сорокина, Тропинина, Лагорио, Боголюбова, Суходольского не только позволяют увидеть подлинный расцвет русской академической школы, но и те изменения, которые происходят в ней, когда на смену строгим канонам классицизма приходят свободные романтические образы. Влиянием романтизма отмечены работы щедрина, Айвазовского, Шишкина, Куинджи, Васильева, Левитана. 80е годы XIX столетия стали периодом расцвета живописи передвижников, которые составили серьезную оппозицию академической школе. Произведения кисти Крамского, Верещагина, Репина, Маковского, Сурикова прекрасно передают психологические особенности моделей и иллюстрируют своеобразие русской жизни. Время на рубеже XIX–XX веков отмечено бурным творческим брожением, борьбой различных тенденций в искусстве и рождением новых эстетических идей. Произведения Васнецова, Коровина, Нестерова, Сомова, Бенуа, Кончаловского, Кустодиева, Машкова являют собой результаты этих поисков и свидетельствуют о неразрывной и глубинной связи искусства тех десятилетий с национальными традициями отечественной культуры. Именно в творчестве мастеров этого поколения следует искать истоки русского авангарда, которому выпала великая роль определить философию и лицо всего ХХ столетия.

В собрании музея сосредоточены произведения художников ведущих национальных школ Европы XV – начала XX веков, что дает зрителю уникальную возможность ознакомиться с подлинными произведениями живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Несомненный зрительский интерес вызывает небольшое собрание греческой керамики и скульптуры из глины, бронзы, мрамора VII–I веков до н.э. Из произведений декоративно-прикладного искусства наиболее ценными экспонатами являются предметы Мейсенского фарфора и некоторые образцы оружия. Дополняет собрание скульптура французских и итальянских мастеров.

culture01_04.jpgНаиболее полными и представляющими особую ценность являются разделы западноевропейской живописи и графики. Из итальянской графики особенно интересны рисунки тушью и сепией Доменикино, Камбиозо, Гверчино, Карраччи, Солимены, гравюры Пиранези и Розы. Голландская и фламандская графика представлена акварелями и рисунками Блумена, Бриля, Гойена, офортами Рембрандта. В коллекциях немецкой и французской графики – гравюры Дюрера и Менцеля, Калло и Бурдона, офорты Буасье, акварели Моро.

Великое искусство эпохи итальянского Возрождения XVI века представлено работами знаменитых венецианцев и их учеников. Имена Тициана, Веронезе, Бассано не нуждаются в комментариях. О том, что полотно Бернардо Белотто из его знаменитой серии «Виды Рима» находится в г. Хабаровске, знают не только в нашей стране, но и за ее пределами. Великие голландцы Рембрандт, Гойен, Рейсдаль представлены не только своими живописными полотнами, но и разнообразной по технике исполнения графикой. Миниатюрный пейзаж Брейгеля «Бархатного» и мифологическая сцена, вышедшая из мастерской блистательного Рубенса, надолго приковывают внимание зрителей. Пейзажи Камиля Коро и художников, последователей барбизонцев, – маленькие жемчужины французской коллекции. Произведения неизвестного художника Швабской школы XV века из отдела немецкого искусства по праву считаются раритетами коллекции музея. В этом же отделе работы Гюбнера, Деннера, Плокгорста. В коллекции есть отдельные произведения испанских, английских, швейцарских мастеров. Среди них поистине уникальной является работа испанского портретиста Алонсо Санчес Коэльо. Многочисленная коллекция бережно сохранялась и реставрировалась в течение 75-ти лет. Музей, будучи сокровищницей образцов высокой культуры, год от года нуждается в государственной поддержке, как один из факторов развития культуры страны.

Автор: Наталья Кузнецова