Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Единство музыки и света

culture02_01.jpgТезис первый: о музыкальном театре можно говорить долго. Еще бы – столько тем! Артисты, композиторы, балет, костюмы, декорации и прочее, прочее, прочее – обсудить все не хватит хорошего куска жизни. Тезис второй: о музыкальном театре говорить не нужно и невозможно – его надо слушать, смотреть: наслаждаться звуками, красками и светом, ловить взглядом движения и мимику артистов, понимать их интонации, радоваться находкам костюмеров – словом, улавливать все нюансы действа.

culture02_02.jpgНадо ли спрашивать, что интереснее публике? Для театралов Хабаровска это вообще не вопрос. Они могут не говорить о музыкальном театре, а просто прийти на встречу с ним: с «Летучей мышью» и «Цыганским бароном» И. Штрауса, «Мистером Икс» и «Баядерой» И. Кальмана, с «Прекрасной Еленой» Ж. Оффенбаха и «Галатеей» Ф. Зуппе и многими, многими другими героями оперетт, мюзиклов и комедий. Возможность эта имеется у хабаровчан вот уже 80 лет. Именно такую дату – 80 лет со дня рождения – отметил в этом сезоне Хабаровский краевой театр музыкальной комедии.

Самый первый в России театр музыкальной комедии, родившись на берегу Амура, был тогда назван созвучно эпохе – Пролетарский коллектив комической оперы. Правда, невзирая на революционно пролетарское «происхождение», открылся театр буржуазно сентиментальной с точки зрения тех времен, но блистательной для всех про чих эпох – «Сильвой». Открылся сам и открыл для земляков дальневосточников праздничный и оптимистичный мир музыки и красивых чувств, раз и навсегда превратив их из обычных людей в театралов.

culture02_03.jpgЧто было потом? За восемь десятилетий: 650 премьер – от классических водевилей до современных мюзиклов; пять поколений артистов, миллионы зрителей, сотни тысяч километров по земле, небесам и воде в гастрольных турах по стране и за рубежом… Обо всем и обо всех не рассказать даже кратко. Можно лишь обозначить самое главное.

Во первых, в ХКТМК все подчинено его праздничному жанру, и даже само здание – с его великолепным залом, с ярусами воз душных, залитых светом фойе и немалым количеством классов, цехов, грим уборных и кабинетов, в которых этот самый жанр и оживает, проходя путь от слова и ноты до музыкального действа.

Артисты же Хабаровского театра музыкальной комедии во все времена его существования славились тем, что не умели разочаровывать публику: состав труппы всегда считался звездным. А как иначе, если в программках спектаклей можно было прочесть такие имена: Б. Растинин, Н. Урванцев, Н. Энбе, Г. Доре, Н. Молчанов, Н. Нальский, А. Грибкова, Н. Рекова, Н. Валин, Д. Пекарский, С. Моргулис, А. Горич, О. Грабовская, Д. Митин, Г. Епифанова, И. Ипатов, Л. Ицков, Н. Симонова, И. Войнаровский, М. Верезов, В. Гримм, З. Гримм Кислицина и многие другие. Именно на свидание с обладателями этих имен и спешил когда-то зритель ежевечерне в театр.

culture02_04.jpgНа радость публике Театр музыкальной комедии сегодня, как и прежде, богат на таланты. Его артисты умеют легко и весело заставить зрителя поверить в любые условности сюжета, порой в абсурдность ситуаций и дать ему чувство причастности к праздничной сказке, живущей на сцене. Зритель и ныне не стесняется выбирать любимчиков, а театр легко предоставляет ему для этого достойный выбор: народные артисты России Татьяна Маслакова, Игорь Желтоухов, Валерий Хозяйчев; заслуженные артисты России Людмила Блок, Татьяна Захарченко, Зося Макашина, Валентина Соловых, Алексей Беда, Станислав Боридко, Денис Желтоухов, Федор Одинцов, Владлен Павленко, Юрий Тихонов, Виталий Черятников; лауреат премии Международного конкурса вокалистов им. М. Глинки Федор Атаскевич; артисты Анна Иванилова, Юлия Лакомая, Светлана Атаскевич, Тина Носуль, Наталья Мысливчик, Ольга Шарапова, Михаил Ушаков, Владимир Куртин, Ольга Головина, Анна Гончарова.

Каждый год в труппу приходят новые артисты, а значит, у зрителя есть все основания надеяться и на новые открытия. А вот о том, чтобы они состоялись, позаботятся режиссеры, художники, балетмейстеры, хормейстеры театра, все его творческое руководство во главе с художественным руководителем – заслуженным работником культуры России Н. И. Евсеенко. По его глубокому убеждению, музыкальный театр не имеет право на банальность, обыденность, серость. Театр должен быть всегда событием. Именно потому и приглашаются к сотрудничеству с дальневосточным театром ведущие композиторы, драматурги, режиссеры и художники России, такие как: Юлий Ким, Геннадий Гладков, Виктор Плешак, Марк Самойлов, Александр Журбин, Григорий Геловани, Альбина Шульгина, Владимир Колтунов, Владимир Оренов, Олег Ернев. Спектакли театра ежегодно удостаиваются высокой оценки в конкурсе на Губернаторскую премию «За достижение в театральном искусстве». Среди них: «Ханума» (режиссер В. Паршуков), «Муха цокотуха» (балетмейстер О. Козорез, режиссер Б. Кричмар), «Чтобы весь мир пел» (музыкальный руководитель и аранжировщик джазовой музыки главный дирижер театра В. Каракуз, продюсер проекта А. Моор), «Бабий бунт» (режиссер С. Таюшев) и другие.

culture02_05.jpgБез чего ни дня не проживет музыкальный театр? Без отличного вокала. Без блестящих артистов, которые всегда в ладу с импровизацией, юмором и иронией. Без оркестра, способного сыграть все. Без чарующего и страстного балета. Без слаженного хора. Без декораций, костюмов, звука, света – словом, без всех цехов, что создают спектакль.

Всем этим сокровищем владеет Хабаровский краевой театр музыкальной комедии. Да что тут говорить? Придите в театр. Он всегда рад повидать и новичка, и уже давно знакомого зрителя и продемонстрировать ему как свои новые работы, так и спектакли, имеющие сценический стаж. Кстати, возвращаясь к началу разговора: приведя в действие «тезис второй», поклонники музыкального театра неизбежно перейдут к «первому». А мы всем зрителям желаем получить удовольствие и от первого, и тем более – от второго. Потому как все это – едино.

Автор: Галина Долинина, зам. Директора ХКТМК