Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Только в движении можно найти новые возможности

society01_01.jpg– Данные промышленного производства за март, апрель, май свидетельствуют о том, что российская экономика вступает в период экономического кризиса. Одни аналитики говорят, что этот кризис – завершение длинного семилетнего цикла постдевальвационного роста. Другие полагают, что он результат избыточного давления государства на крупный сырьевой бизнес страны. Ваше мнение...

– Кризисные явления свойственны экономике, а если рассматривать экономический цикл, то следом за кризисом следует рост. Причины тому могут быть различные. Как и многие, я склоняюсь к мнению, что спад в промышленности в некоторой мере связан с избыточным давлением государства на крупный сырьевой бизнес, или, точнее сказать, является попыткой монополизированного сырьевого бизнеса (нефтяной отрасли, металлургии и т.д.) обратить внимание государства на значимость своего влияния на растущую экономику. Тем не менее, считаю, что подобные меры со стороны государства создают хорошие предпосылки для развития среднего бизнеса и диверсификации промышленного бизнеса – бизнеса, ориентированного на производство конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.

– В конце июня в Москве прошел Форум нового бизнеса России «Наш шанс в условиях сырьевой экономики», организованный движением «Деловая Россия» совместно с партией «Единая Россия». Ваше отношение к новому альянсу?

– Действительно, 21 июня 2005 года произошло знаковое событие – Форум нового бизнеса. Мое отношение к этому событию можно охарактеризовать следующей фразой: вместе можно добиться гораздо большего, лишь бы результат был осязаем. Конечно, к новому альянсу партии власти и представителей бизнеса я отношусь положительно. Сам с недавнего времени являюсь членом партии «Единая Россия» и разделяю цели и задачи, которые ставит эта партия. Решился на вступление не сразу, некоторое время шел к этому и теперь совершил вполне осознанный поступок. В отношении программных требований форума хочу добавить, что проблемы определены четко; необходимо добиться, чтобы озвученная «Стратегия роста» не стала очередной декларацией, а явилась-таки взвешенной и реализуемой стратегией становления экономики России.

– Вице-премьер Александр Жуков утверждает, что экономическая политика должна быть направлена на уменьшение внешних заимствований России, на снижение инфляции и на подготовку бюджета к будущему «коллапсу» нефтяных цен. Как в трех словах объяснить предпринимателю или пенсионеру, что его ждет в будущем от реализации этих намерений?

– Объяснить будет достаточно сложно, поскольку ничего радужного не произойдет в будущем, если зацикливаться только на погашении внешнего долга и сдерживании темпов инфляции. Понятно, что долги необходимо рано или поздно отдавать, но и собственная внутренняя экономика нуждается во вливаниях. На примере нашего города, за последние благоприятные годы, к сожалению, инвестиции в основной капитал на крупных предприятиях не достигают желаемого уровня. Большинство активной части основных производственных фондов в промышленности имеет износ более 60%. К тому же в течение длительного периода предприятия погрязли в различного рода переделах собственности, сопровождающихся постоянной сменой менеджмента. На средних и малых предприятиях, казалось бы, достаточно самостоятельных, а возможности обеспечить потребности муниципального образования даже в занятости населения нет. Прекрасно понимая, что экономика любого государства, прежде всего, основана на экономике регионов и муниципальных образований, необходимо реализовывать экономическую политику, направленную не только на обуздание инфляции и погашение внешнего дол га, но и на создание условий по развитию внутреннего производства, инфраструктуры городов и регионов. В итоге, чтобы было чем отдавать, необходимо заработать, а чтобы заработать, не обходимо иметь крепкую экономическую основу – сильную, конкурентоспособную промышленность малого, среднего и крупного уровня.

– В США малый и средний бизнес дает более 80% промышленной продукции, в Великобритании – более 60%, в России только 17%, а в Лысьве?

– В Лысьве, как и в любом другом муниципальном образовании, долю вклада малого и среднего бизнеса в валовом выпуске продукции промышленности объективно определить достаточно сложно. Во-первых, потому, что в муниципалитетах обследование деятельности малых предприятий органами Госкомстата проводится раз в пятилетку. Насколько достоверна эта ин формация – можно только догадываться. Основу экономики нашего города составляют четыре так называемых бюджетообразующих предприятия промышленности: ОАО АК «ЛМЗ» (металлургическая отрасль), ХК ОАО «Привод» (машиностроение), ОАО «Лысьвенская чулочно-перчаточная фабрика» (текстильная), ОАО «Кыновской ЛПХ» (лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность). В совокупности указанные предприятия, из числа учитываемых предприятий статистикой, дают около 85% выпуска продукции промышленности; таким образом, на остальные приходится порядка 15%, что в целом соответствует общероссийским тенденциям. Тем не менее, если рассматривать отдачу от предприятий мало го и среднего бизнеса, то в последнее время, с точки зрения налоговых отчислений в местный бюджет, их результат оказывается все весомей.

– Подготовленный правительством Проект бюджета на 2006 год исповедует принцип: «деньги отдельно – экономика отдельно», как заявил спикер Думы Б. Грызлов. Несколько слов о бюджетной политике г. Лысьвы...

– Если рассматривать бюджетную политику нашего города, то необходимо остановиться на двух моментах. Первое это то, что в 2005 году Лысьва вышла в разряд городов-доноров. До этого город был в числе дотационных, размер дотации составлял 56% доходов бюджета. Плюс ко всему: оставленные прежним руководителем в наследство долги превышали 70 млн. рублей! И в такой ситуации необходимо было развивать территорию. В конечном итоге, при социально направленном бюджете, то есть около 75% расходов бюджета на социальную политику (образование, здравоохранение, культуру и т.д.), и при взаимопонимании с властью субъекта глава находил воз можность инвестировать средства в развитие городской инфраструктуры. В результате чего город стал красивым и уютным для проживания.

– Согласны ли вы с мнением, что стабилизационный фонд должен стать инвестиционным фондом, вкладывающим средства в дороги, ипотеку, инфраструктуру? И, кстати, как развиваются в Лысьве эти направления?

– Я согласен; но для этого необходимы понятные правила распределения средств данного фон да между субъектами РФ. На сегодня же кто-то оказывается в выигрышном положении, а кто-то нет.

Если рассматривать развитие строительства жилья, дорог и городской инфраструктуры в Лысьве, то благодаря активной позиции главы и его команды можно отметить следующие моменты. Во-первых, за последнее время темпы жилищного строительства возросли в четыре раза, по этому наш город определен как одна из «точек роста» жилищного домостроения в регионе. Это стало возможным, в том числе, благодаря муниципальной программе «Жилье». Не скажу, что она идеальная, но она дала толчок строительству.

Основные моменты этой программы таковы. Во-первых, из бюджета финансируется инфра структура, которая связана с жизнеобеспечением дома, а застройщик только платит за свою «коробку». Еще за счет бюджета субсидируется процентная ставка по банковским кредитам, если доходы людей не позволяют им самим расплачиваться. Во-вторых, ремонтируются дороги и благоустраивается сам город, проводятся работы по газификации района. В-третьих, начаты строительство и реконструкция ряда школ; построена школа в п. Рассоленки на 132 учащихся; закончено строительство драматического театра и т.д.

Уверен, можно сделать гораздо больше, если бы каким-то образом за территориями был чет ко закреплен источник финансирования инфра структурного развития.

Беседовала Юлия Кардава