Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

"Казачья вольница"

culture01_01.jpgГосударственный концертный ансамбль танца и песни «КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА»
Художественный руководитель – народный артист Российской Федерации и Украины
Николай Кубарь


Краснодарская филармония имени Г.Ф. Пономаренко создана 10 мая 1939 года. За 69 лет существования филармонии в концертном зале, которому в 1997 году было присвоено имя композитора народного артиста СССР Григория Пономаренко, выступали такие мастера культуры России, как Людмила Зыкина, Борис Штоколов, Николай Петров и др.

Художественный руководитель и генеральный директор филармонии – народная артистка России профессор Вероника Ивановна Пономаренко-Журавлева. На протяжении многих лет она является неутомимым пропагандистом как творчества классика русской песни народного артиста СССР композитора Григория Федоровича Пономаренко, так и лучших образцов русского песенного фольклора.

culture01_02.jpgВ состав филармонии входит Государственный ансамбль танца и песни «Казачья вольница», существующий с 1985 года. Он создавался как коллектив, который строит свой репертуар на материале песенного и танцевального богатства казачьей культуры юга России, Украины, Северного Кавказа.

Сценическое искусство ансамбля – юмористическое и душевное, красивое и взрывное – связано с широким полем традиционной культуры южно-российского казачества. Его ценность – в нерасторжимом единстве русского, украинского и кавказского начал. Это проявляется и в текстах, и в музыке, и в пластике, и во всех деталях костюма и реквизита. Русская удаль и открытость, украинский юмор и лиризм, суровая страсть горцев сосуществуют не отдельными номерами, а в единой стихии творчества как действующая модель взаимообогащения породнившихся народов.

Творческая биография Государственного ансамбля танца и песни «Казачья вольница» начинается с осени 1985 года, когда в Краснодарском парковом комплексе «Казачий курень» впервые была показана музыкальная программа «Казачья быль», построенная на материале песенно-танцевального фольклора кубанского казачества.

В 1987 году в коллектив пришли балетмейстер Александр Литовченко и хормейстер Елена Перминова. Именно в этом году концертная программа «Казачья быль» трансформируется в ансамбль под тем же названием. И в этом же году окончательно определяется творческое лицо коллектива. Ставка была сделана на активное сценическое взаимодействие трех основных жанровых групп ансамбля – вокальной, танцевальной и оркестровой. В единое песенно-хореографическое действо слились аутентичные фольклорные песни и танцы, традиционные казачьи обряды и игры, а также постановочные номера – сюжетно-игровые танцы и песенно-танцевальные сцены. В единый красочный венок сплелись самобытные фольклорные традиции малороссийских, донских, уральских, терских, черноморских, линейных, некрасовских казаков при доминирующей роли кубанского казачьего песенно-танцевального фольклора.

culture01_03.jpgИстория кубанского казачества началась в конце ХVIII века, когда высочайшим повелением императрицы Екатерины II (Великой) земли по правому берегу реки Кубань были подарены в вечное владение переселившимся сюда казакам знаменитой Запорожской Сечи, составлявшим так называемое Черноморское казачье войско. В XIX веке сюда переводятся несколько казачьих полков с Дона и Терека.

Особенности военно-казачьей колонизации Кубани обусловили своеобразие складывавшейся здесь этнокультурной общности. Черноморские казаки принесли с собой украиноязычную культуру, а донское и терское казачество было русскоязычным. В основе самоопределения кубанского казачества лежала не столько общность крови и языка, сколько общность судеб и устремлений, верность воинскому братству и степной вольнице. Историческим предназначением казачества были укрепление и защита границ Государства Российского. Вот почему смысловое ядро казачьего песеннотанцевального фольклора – неумирающая память о пограничных пикетах и засадах, о военных походах и героических битвах, где непоследнюю роль играло мастерское владение клинком. Отсюда и в программе «Казачьей вольницы» – многоцветье полковых знамен, сверканье сабель и даже выстрел из казацкой пушки.

Совместная жизнь казаков в походах и на воинских сборах способствовала широкой популярности песен. Причем наряду с военно-историческими и походными песнями значительное место занимали семейно-бытовые, обрядовые, шуточные и, конечно, лирические песни. Песня выражала самые разнообразные чувства – бесшабашную удаль казака, печаль по погибшим товарищам, тоску по семье, по дому, по родной Кубани.

Особое место в казачьем фольклоре занимает тема любви. Звучит она и в концертном репертуаре «Казачьей вольницы», звучит то нежно и печально, то весело и даже игриво. Традиционные для казачьего фольклора образы удалого казака и лукавой и гордой красавицы-казачки обретают чувственно-осязаемую плоть благодаря молодости и сценическому обаянию артистов ансамбля.

Тысяча девятьсот девяностый год стал временем серьезных перемен в судьбе коллектива. Ансамбль перешел в структуру Краснодарской краевой филармонии, получив статус государственного, и обрел свое нынешнее имя – «Казачья вольница». Лето 1990 года было ознаменовано еще одной «исторической» вехой в жизни коллектива: «Казачья вольница» впервые выехала на зарубежные гастроли – в Югославию. А в октябре состоялось знакомство со страной, к которой «Вольница» питает особенно теплые чувства, – с Норвегией. Тогда, в 90-м, было положено начало многолетней плодотворной дружбе с норвежской публикой.

«Казачья вольница» выступала с гастролями на Украине, Кипре, в Польше, Германии, во Франции. Коллектив принимал участие в таких фестивалях, как 29-й Международный фольклорный фестиваль в г. Беллингхем (Великобритания), 1-й фестиваль искусств народов Северного Кавказа, международный фестиваль в городах Конкарно, Ла Реоль и Монтиньяк (Франция), «Para thin alos» в г. Салоники (Греция), 10-й Международный фольклорный фестиваль в г. Фёрде (Германия).

В 1995 году «Казачья вольница» отмечала свое 10-летие. Юбилейный год был ознаменован приглашением от Академии культуры России и лично президента академии – народной артистки СССР Л.Г. Зыкиной принять участие в программе празднования 50-летия Победы. В рамках этой программы «Вольница» выехала в Берлин, где участвовала в праздничных концертах в Доме науки и культуры и в знаменитом «Фридрихштадтпаласте».

Собственно же юбилейные торжества, включавшие цикл концертов в Краснодаре, получили достойное завершение в виде большого сольного концерта «Казачьей вольницы» в Москве на прославленной сцене Концертного зала им. Чайковского.

culture01_04.jpg
В 2000 году «Казачья вольница» отметила свое 15-летие. Своеобразным признанием творческих достижений ансамбля стало повторное приглашение от народной артистки СССР Людмилы Зыкиной выехать в гастрольную поездку в Германию. В рамках федеральной программы празднования 55-летия Победы возглавляемая выдающейся певицей Академия культуры России подготовила грандиозную праздничную акцию «Поезд мира и согласия».

В настоящий момент художественным руководителем ансамбля является Николай Кубарь. Созданные им за годы преданного служения искусству танца художественные хореографические полотна стали неотъемлемой частью духовной жизни наших земляков. Многолетний опыт работы, плодотворное творческое сотрудничество с такими известными балетмейстерами, как И. Моисеев, Г. Гальперин, В. Модзолевский, Б. Лехт, способствовали становлению его как блистательного постановщика, талантливого мастера, бережно сохраняющего и развивающего самобытную красоту народного танца. Основанные на подлинном историческом материале, этнографической точности, сценические работы Н. Кубаря всегда отличаются удивительной достоверностью, законченностью формы.

Артисты ансамбля способны показать историю казачества в музыке, песнях и танцах. Исключительно яркий темперамент и невероятно высокий темп исполнения, зрелищные сабельные трюки заставляют публику ликовать.

Таково искрометное искусство ансамбля «Казачья вольница», пропагандирующего традиции южнорусского казачества России, Украины и Северного Кавказа