Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Традиции красоты и искусства

culture01_01.jpgВладимир Рихтер
Заслуженный работник культуры РБ,
генеральный директор БГТОиБ

В 1909г. по инициативе уфимской общественности и губернатора АлександраКлючарева к 50-летию со дня смерти С.Т.Аксакова было принято решение увековечить память выдающегося земляка возведением Аксаковского народного дома – своеобразного очага культуры и искусства, включавшего театральный зал, библиотеку, художественную галерею и музей. В сентябре 1909 г. состоялась торжественная закладка Аксаковского народного дома. Сбор пожертвований проходил по всей Уфимской губернии, а затем и по России. В 1914 г. в построенной части разместили библиотеку. Достроить здание в полном объеме помешала Гражданская война, и строительство было завершено позднее. Здесь начинали работать театры башкирской драмы, русский, юного зрителя, кукольный.

Башкирский государственный театр оперы и балета распахнул свой занавес перед зрителями 14 декабря 1938 г., и сегодня он готовится отметить свое 70-летие.

Чтобы открыть свой музыкальный театр, башкирское правительство дальновидно позаботилось о будущих кадрах. Большую роль в этом сыграли две уникальные личности, яркие представители первого поколения деятелей искусства Башкортостана – это Газиз Альмухаметов, певец, композитор, общественный деятель, и Файзи Гаскаров, танцовщик и балетмейстер. Они исколесили всю республику в поисках одаренной молодежи для обучения в национальных студиях при Ленинградском хореографическом училище и Московской государственной консерватории.

culture01_02.jpg

Основу оперной труппы составили выпускники вокальной студии Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского: Б. Валеева, Ш. Валиахметова, х. Галимов, В. Галкин, М. Габдрахманова, З. Ильбаева, М. Максутова, О. Сыртланова-Калинина, Г. хабибуллин. 14 и 15 декабря 1938 г. они показали свою дипломную работу – оперу «Прекрасная мельничиха» Д. Паизиелло (на итальянском и тюркском языках).

Накануне Великой Отечественной войны в Уфу вернулись выпускники Ленинградского хореографического училища. В числе первых выпускников прославленного Вагановского училища: З. Насретдинова, х. Сафиуллин, Т. худайбердина, Ф. Саттаров, Ф. Юсупов, Г. хафизова, Р. Дербишева, ставшие первыми исполнителями балетной постановки – «Коппелия» Л. Делиба. Оркестр и хор сформировались из выпускников Уфимского музыкального техникума. художественным руководителем театра стал талантливый московский дирижер П.М. Славинский.

В период 1938–1941 гг. в театре были поставлены произведения зарубежных, русских и советских композиторов: «Тайный брак» Д. Чимарозо (1938), «Фауст» Ш. Гуно (1941), «Русалка» А.С. Даргомыжского (1941), «Ер-Таргын» Е.Г. Брусиловского (1939), «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (1939), «Ер качкын» Н.Г. Жиганова (1940), «Коппелия» Л. Делиба (1941) и др. Важным событием стала премьера первой башкирской оперы «хакмар» М.М. Валеева (1940).

В годы Великой Отечественной войны в Уфу был эвакуирован Киевский академический театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко. Тесное общение и творческое содружество с опытными мастерами искусства Украины способствовали формированию исполнительской культуры и художественного вкуса, эстетической и творческой позиции молодого музыкального театра. В эти годы были осуществлены постановки опер «Иван Сусанин» М. Глинки, «Аида» Дж. Верди; спектакли национального репертуара – «Карлугас» Н. Чемберджи (1941), «Акбузат» х. Заимова и А. Спадавеккиа (1942) и др.

В первые послевоенные годы ведущее положение среди музыкальных творческих коллективов республики, как и раньше, занимал Театр оперы и балета. В эти годы художественным руководителем и режиссером был Г. хабибуллин. Спектаклями дирижировали х. Файзуллин, Л. Инсаров, х. хамматов. Здесь работали художники Г. Имашева и М. Арсланов. В театре выросла целая плеяда талантливых исполнителей. Наряду с певцами старшего поколения – Г. хабибуллиным, Б. Валеевой, М. хисматуллиным и М. Салигаскаровой, успешно стали выступать молодые: х. Мазитов, З. Махмутов, Н. Абдеев, Н. Бызина, И. Ивашков, С. Галимова, Н. Аллаярова и многие другие. Путь башкирского балета неразрывно связан с именами З. Насретдиновой, Т. худайбердиной, Г. Сулеймановой, Ф. Нафиковой, М. Тагировой, х. Сафиуллина, Ф. Саттарова.

Театр осуществил постановку многих башкирских сценических произведений и познакомил уфимцев с операми и балетами из золотого фонда отечественной и зарубежной классики. В те годы на его сцене шли оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Демон» А. Рубинштейна, «Риголетто» Дж. Верди, «царская невеста» Н. Римского-Корсакова, «Пиковая дама» П. Чайковского; балеты «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Эсмеральда» ц. Пуни, «Раймонда» А. Глазунова, «Лауренсия» А. Крейна, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лебединое озеро» П. Чайковского. Национальный репертуар составили как произведения прошлых лет – оперы «Мэргэн» и «Ашкадар» А. Эйхенвальда, «Айхылу» Н. Пейко, «Карлугас» Н. Чемберджи, «Акбузат» А. Спадавеккиа и х.Заимова, балет «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова. Появились первые постановки – музыкальная комедия «Нежданная свадьба» З. Исмагилова и А. Спадавеккиа (1945), оперы «Азат» Р. Муртазина (1949) и «Салават Юлаев» З. Исмагилова (1955), балет «Горная быль» А. Ключарева (1951).

По свидетельству современников и откликам прессы, спектакли Башкирского театра оперы и балета пользовались большим успехом у публики. Осваивая современную тематику, к 30-летию Октябрьской революции театр поставил оперу В. Мурадели «Первый комиссар»; в 1949 г. балетный репертуар, пополнился спектаклями «Красный мак» Р. Глиэра, а позднее – «Юность» М. Чулаки (1956).

culture01_03.jpg

В 1950-е годы башкирские артисты принимали участие в IV (1953), V (1955) и VI (1957) Всемирных фестивалях молодежи и студентов в Бухаресте, Варшаве и Москве, пропагандируя достижения национального искусства. С неизменным успехом выступали за рубежом мастера башкирского хореографического искусства, ведущие солисты балетной труппы театра. Им рукоплескали зрители Англии, Болгарии, Демократической Республики Вьетнам, Индии, КНДР, Китая, Монголии, Норвегии, Судана, Франции, Эфиопии и других стран.

Зрелое мастерство коллектива ярко проявилось во время Декады башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 г. Зрители столицы увидели в исполнении башкирских артистов оперы «Салават Юлаев» З. Исмагилова и «царская невеста» Н. Римского-Корсакова, балеты «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова, «Лауренсия » А. Крейна. За заслуги в развитии литературы и искусства и в связи с успешным выступлением на Декаде были удостоены высоких званий 270 человек. З. Насретдиновой было присвоено звание народной артистки СССР (третьей в стране после знаменитых балерин Г. Улановой и О. Лепешинской). Званий народных артистов РСФСР удостоились х. Сафиуллин, Б. Валеева, А. Сутягин, Г. хабибуллин и др. Многие работники литературы и искусства были награждены орденами и медалями.

С историей Башкирского государственного театра оперы и балета неразрывно связано имя гениального танцовщика XX века Рудольфа Нуреева, который выступил в небольшой партии Джигита в балете «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова. Именно в этом танце московские критики отметили его артистическое дарование и невероятные способности.

В 1950–60-е годы заметно выделялась по своему художественному уровню балетная труппа, в состав которой входили такие звезды хореографического искусства, как Г. Сулейманова, х. Сафиуллин, З. Насретдинова, Ф. Саттаров, Т. худайбердина, М. Тагирова, И. хабиров, Ф. Нафикова, Э. Сулейманова, А. Бикчурин, К. хохлов, Э. Тимергазина и другие талантливые исполнители. Они подняли искусство национального балета на небывалую до этого высоту и прославили профессиональное искусство Башкирии за ее пределами. Великолепное мастерство знаменитой танцевальной пары Г. Сулеймановой и Ф. Саттарова нашло отражение в первой музыкальной киноленте, выпущенной башкирским телевидением в 1964 г.

С огромным успехом шли спектакли классического, современного и национального репертуара: «Лебединое озеро» П.Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А.Адана, «Дон Кихот» и «Баядерка» Л. Минкуса, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. щедрина, «Бахчисарайский фонтан » Б. Асафьева, «Тропою грома» К. Караева, «Шурале» Ф. Яруллина, «Журавлиная песнь» Л. Степанова и З. Исмагилова. Постановка спектаклей осуществлялась талантливыми представителями национальной балетной школы: Ф. Гаскаровым, х. Сафиуллиным, Ф. Саттаровым, И. хабировым, а также приглашавшимися из других театров страны балетмейстерами: С. Дречиным, Ю. Дружининым, А. Плисецким, Г. херрардо, В. Пяри, В. Могильдой, Л. Серебровской и др.

culture01_04.jpg

Целой эпохой стало для театра сотрудничество с Н. Сабитовым, активно работавшим в те годы в балетном жанре. После созданного совместно с х. Ахметовым историкогероического балета «Горный орел», воспевающего легендарный образ Салавата Юлаева, композитор обращается к драматическим событиям советской истории. Это балеты «Гюльназира», «Люблю тебя, жизнь!» и «Страна Айгуль» по одноименной драме М. Карима; в жанре детского музыкального спектакля в башкирской профессиональной музыке – балеты «Буратино» и «Мурзилка-космонавт».

Незабываемый след в истории башкирского оперного исполнительства оставили певцы: Б. Валеева, А. Сутягин, П. Кукотов, М. хисматуллин, М. Салигаскарова, И. Муромцев; прекрасные вокальные данные и артистизм показали М. Галеев, М. Бриткова, Н. Бызина, М. Ланда, Б. Кокурин, Б. Торик, О. Полянский, Ю. Апалькова, И. Ивашков. Позже коллектив оперной труппы пополнился выпускниками вокальных факультетов ведущих консерваторий России, среди них: Н. Абдеев, Н. Аллаярова, С. Аскаров, Л. Ахметзянова, Р. Башаров, Н. Брятко, С. Галимова, Р. Гареев, В. Канич, Р. Кучуков, Ф. Кильдиярова, Л. Меньшикова, Г. Родионов, Т. Сагитов, М. Слипченко, П. Токарев, М. хисматуллин, В. храмов, Н. Шик.

В память о дебютном выступлении в Уфе великого русского певца Ф. Шаляпина в 1890 г., в творчестве которого «как в зеркале отразилась жизнь и судьба русского народа», с 1992 г. на сцене театра проводятся Международные фестивали оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». В разные годы гостями оперного праздника были яркие певцы и дирижеры Большого и Мариинского театров, театров Перми, Саратова, Воронежа, Екатеринбурга, Самары, Новосибирска, а также Белоруссии, Украины, Молдавии, Грузии, Италии, Болгарии, Германии, Египта. На последнем XII Международном фестивале «Шаляпинские вечера в Уфе» (декабрь 2007 г.) в главных партиях премьерного спектакля «Дон Жуан» выступили именитые братья Ильдар и Аскар Абдразаковы, ведущие солисты оперной труппы театра.

С 1993 г. по инициативе Юрия Григоровича проводится международный фестиваль балетного искусства имени Р. Нуреева, который с 2003 г. включен в Федеральную программу «Культура России». Авторитет и известность фестиваля вышли далеко за пределы республики. На сцене башкирского театра выступали ведущие солисты балета главных театров страны, а также Бразилии и Аргентины, Франции и Испании, Бельгии и Японии, Германии и Латвии, США и Великобритании; московские коллективы «Русский балет» В. Гордеева и «Кремлевский балет» А. Петрова, балетные труппы Cairo opera House и Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В июне 2007 г. премьерой балета «Бахчисарайский фонтан» открылся XIII Международный фестиваль балетного искусства им. Р. Нуреева.

Творческие принципы, сформированные в первые десятилетия театра, живут и развиваются. По-прежнему коллектив ориентирован на постановку лучших образцов зарубежной и отечественной классики. Сегодня в репертуаре театра произведения П. Чайковского и Н. РимскогоКорсакова, Дж. Верди и Ж. Бизе, Дж. Пуччини и Дж. Россини, Ш. Гуно и В.-А. Моцарта, Л. Минкуса и П. Гертеля, А. Адана и х. Левенсхольда, С. Прокофьева и С. Рахманинова, С. Низаметдинова и З. Исмагилова, в сценическом воплощении которых постановщикам и исполнителям удается достичь подлинного мастерства.

В 2004 г. народно-музыкальная драма З. Исмагилова «Кахым-туря» стала лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа дирижера». В 2006 г. спектакль

«Волшебная флейта» В.-А. Моцарта в постановке немецкого режиссера У. Шварца была выдвинута в трех номинациях. «Золотая маска» – «За поддержку национального театрального искусства» – вручена президенту Республики Башкортостан М.Г. Рахимову. В 2007 г. на премию «Золотая маска» претендовала опера Дж. Верди «Бал-маскарад» в пяти номинациях: «Лучший спектакль», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа дирижера», «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль».

В настоящее время театр стал авторитетным центром музыкального искусства. С большим успехом в 2006 г. состоялись гастроли коллектива в Португалии и Бангкоке. Спектаклем «Аркаим» Л. Исмагиловой открылся VII Международный Волковский фестиваль в Ярославле, где коллективу Башкирского государственного театра оперы и балета «За вклад в развитие театрального искусства России» была вручена премия Правительства РФ им. Ф. Волкова в номинации «Лучший творческий коллектив».

Большой общественный резонанс в республике и России вызвали театральные постановки спектаклей: «Фауст» Ш. Гуно и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Акмулла» и «Послы Урала» национального классика Загира Исмагилова. Последняя постановка была приурочена к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, ее премьерой театр открыл свой 70-й юбилейный сезон.

В начале декабря вернулась с гастролей по городам Бразилии и Португалии балетная труппа, где зрителям было показано творческое наследие П. Чайковского – балеты «Спящая красавица» и «щелкунчик». В октябре в городе Палермо (Италия) ведущие солисты оперы Я. Абдульманов и А. Каримова в сопровождении симфонического оркестра и хора им. А. Тосканини под управлением главного дирижера Башкирского Театра Оперы и Балета Р. Лютера исполнили «Реквием» В.-А. Моцарта.

Под занавес уходящего 2007 года, 14–16 декабря, в Башкирском государственном театре оперы и балета состоялся XII Международный фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе», который открылся премьерой оперы В.-А. Моцарта «Дон Жуан». На нем выступили ведущие солисты театров России. Завершился фестиваль Гала-концертом, посвященным памяти великого русского певца Федора Шаляпина, с участием солистов из СанктПетербурга, Самары, Саратова, Екатеринбурга и Уфы.

culture01_05.jpg