Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Танец Башкортостана - миру

Рафис Халимов о гастролях в Италии: «Нас там ждали».

В голосе и жестах руководителя Академического ансамбля народного танца имени Ф. Гаскарова чувствуется гордость: он рассказывает о том, как мэр итальянского города Мессины преподнес в подарок башкирским артистам герб Сицилии. С 1973 года не был коллектив в Италии. А в нынешнем гастрольная поездка оказалась на удивление плодотворной: двадцать концертов, итальянская тарантелла, которая будет теперь включена в репертуар ансамбля... И конечно же, участие сразу в трех международных фестивалях – в Стафалло, Калабрии и на острове Сицилия, откуда и привезли танцоры в родной край почетный дар.

culture02_01.jpg

«Нас там ждали», – с улыбкой говорит директор Ансамбля им. Ф. Гаскарова заслуженный работник культуры РБ Рафис Идиатович халимов. И начинает рассказывать об удивительно теплом приеме, оказанном итальянцами башкирским артистам. Впрочем, коллектив уже давно завоевал себе признание и любовь как в России, так и за рубежом. В декабре 2005 г. ансамблю вручена премия «Известность», учрежденная российской газетой «Известия»; а из пятидесяти стран, в которых коллектив побывал за 68 лет своего существования, по словам Р. халимова, «многие дублируются». И это означает, что зрители, говорящие на другом языке и совершенно не знакомые с нашим фольклором, тем не менее прекрасно понимают язык танца, легко проникаются духом башкирской культуры и жаждут новых встреч с ней.

Еще одним радостным событием в жизни ансамбля стало открытие в Уфе нового здания, в котором башкирские артисты теперь располагают тремя просторными балетными залами для репетиций, артистическими комнатами, а главное – залом на 500 зрительских мест, что позволяет приобщить к сокровищам южноуральского фольклора все большее число россиян. Вместе с Башкирским государственным академическим театром драмы новое здание составляет единый архитектурный комплекс и символизирует слияние искусств.

Открытие состоялось 19 июня 2007 года на торжественной церемонии при участии президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова. Выражая президенту глубокую признательность за вклад в башкирскую культуру, участники ансамбля решили подарить ему привезенный из Италии герб Сицилии. Президент, в свою очередь, передал этот дар будущему музею, который руководство собирается открыть в новом здании театра. Проект по созданию музея рассчитан на три года, и в экспонатах его отразится весь творческий путь Академического ансамбля народного танца им. Ф. Гаскарова. «История коллектива необычайно богата, – подчеркивает Р. халимов, – а теперь в новом помещении у нас есть возможность ее показать».

ОБ ИСТОРИИ АНСАМБЛЯ

Идея создания танцевального фольклорного коллектива была воплощена в 1939 году воспитанником Большого театра и учеником Игоря Моисеева талантливым хореографом Файзи Гаскаровым. Поставив целью донести до людей самых разных национальностей суть башкирского танца, Ф. Гаскаров становится руководителем ансамбля и его творческим лидером на три славных десятилетия. За это время коллектив прославился своим искусством в России и за ее пределами, объездив полмира и обогатив репертуар не только новыми башкирскими танцами, но и танцами народов мира.

Первая зарубежная поездка была в Демократическую Республику Вьетнам. Тогдашний президент страны хо Ши Мин вручил башкирским танцором высшую награду страны – орден Труда I степени.

Затем последовали новые зарубежные гастроли. Артисты ансамбля побывали более чем в 50 странах Азии, Африки, Европы, Америки, Австралии. Им рукоплескали зрители Индии, Пакистана, Марокко, США, Канады, Франции, Испании… На сегодняшний день в репертуаре башкирцев 150 танцев народов мира, среди которых стоит упомянуть испанскую «арагонскую хоту», украинский гопак, русскую плясовую, греческий сиртаки, корейский «с веером», еврейский «шалом», американский «кантри», ритмы и мелодии Бангладеш и многие, многие другие.

В 1989 году коллективу присвоено имя его основателя – Файзи Гаскарова. А в декабре 1996-го ансамбль получает звание «академического ». Таким образом Министерство культуры России выразило свое признание профессиональному мастерству башкирских танцоров и оценило их вклад в развитие межнациональной культуры.

Знаменательно то, что ансамбль славен не только зажигательными плясками и пластикой своих исполнителей, но и прекрасным оркестром, специально созданным в 1970 году и с тех пор являющимся неотъемлемой частью коллектива. Его основателем и музыкальным руководителем по сей день является заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РБ Риф Валеевич Муратшин. Нельзя не упомянуть, что оркестр удостоился в 1978 году собственной награды – специального диплома на Всероссийском конкурсе профессиональных ансамблей песни и танца в Москве. В его репертуаре имеются обработки произведений таких известных в России композиторов, как А.А. Ключарев, Т. Каримов, З. Исмагилов, А. Кукубаев, Р. Муратшин, и многих других.

ЯЗЫК ТАНЦА

«Всякое действие рождает противодействие » – этот принцип, свободно переносимый из физики в область социальных процессов, прекрасно иллюстрируется примерами из истории человечества. Современная глобализация стимулирует интерес народов к собственным истокам и традициям. Политики и экономисты ищут пути к единению и взаимопониманию, которые могут быть по-своему эффективны. Но ничто не сравнится с языком ритма и музыки! Именно они способны передать самые глубинные эмоции человека, рассказать о его желаниях, привычках, быте, отношении к окружающему миру.

Язык танца повествует о вещах, понятных и близких людям любой национальности в любой точке планеты. Печаль, Любовь, Радость, Труд, Единение... Давно уже замечено этнологами, что групповые ритмичные телодвижения приводят к появлению мистического чувства родства, единения людей друг с другом. Поэтому у всех народов так популярны круговые танцы, когда люди держатся за руки или выполняют одинаковые движения, перемещаясь по кругу.

С древних времен танцевали всегда и везде: и на праздниках, и во время военных походов… Первобытные люди плясали под ритм простейших ударных инструментов. Так возник язык движений, способный выразить всю палитру человеческих чувств, темперамент народа, различные стороны его жизни. Своеобразие башкирских плясок еще в XVIII веке отметил русский путешественник Иван Лепехин: «В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся».

На сайте Bashedu.ru читаем: «Порой танец вырастает до уровня новеллы или поэмы. В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе. В женском танце – то плавном, то игривом – главную роль играют руки, движение которых пластически выразительно и разнообразно по рисунку. Стремительные шаги, легкие, четкие дроби и удары каблуками исполнительница сочетает с мягкими выразительными движениями корпуса и рук. Мужской танец отличается от женского большой динамичностью, силой и четкостью. Чаще всего он состоит из движений, свойственных джигиту, лихому всаднику, ловкому охотнику, отважному воину».

Лирические и шуточные танцы из репертуара ансамбля названы именами башкирских девушек: «Загида», «Зарифа», «Гульназира». А вот «Баик» – чрезвычайно оригинальный «мужской» танец, в котором достоинство и доблесть пожилого война сочетаются с лукавым ухарством. Зато «Семь девушек» – настоящая легенда... С этими постановками связаны первые громкие успехи, победы на всесоюзных и международных конкурсах и фестивалях, золотые и серебряные медали, всемирное признание.

Меж тем коллектив ансамбля неутомимо создает все новые танцевальные шедевры, идущие от самой жизни. Танец «Северные Амуры» рассказывает о башкирских конниках, прославившихся в борьбе с Наполеоном. «Укротители», «Косари», «Азамат», «Танец с кубызом», «Бурзяночка», «Весенний поток», «Играй гармонь», «Старинный танец», «Охота орла», дуэт «Дружба» и «У ручья»… Прошлый и сегодняшний день сплелись воедино, воспарили на сцене в образе замечательных хореографических произведений.

Год за годом, поколение за поколением формировался фирменный, гаскаровский стиль – неповторимы язык движений, особая пластика; поэтому и отбор новых исполнителей в труппу бывает предельно жестким. Однако быть профессионалом, иметь безупречную технику необходимо, но недостаточно – требуется точное и глубокое понимание всего башкирского фольклора. Фольклора, зародившегося на стыке Европы и Азии, земле, раскинувшейся среди отрогов Южного Урала. Это край, который хранит в своих недрах несметные природные богатства, край седых гор и привольных степей, прозрачных рек и озер. Красота родной земли щедро питает искусство башкир – от нее живость движений, брызжущая через край энергия и непременный элемент юмора.

«Среди сольных плясок башкир большое место занимают свадебные, которые основаны на круговых мизансценах и могли быть связаны в прошлом с пожеланиями благополучия вступающим в брак. В свадебных плясках магические мотивы тесно переплетаются с рациональными, игровыми, – рассказывается на Bashedu.ru. – Во время исполнения танцев «йыуаса», «Сыбырткылау» очень распространен мотив ритуального «избиения» участников свадьбы различными предметами. Возможно, это делалось с целью изгнания нечистой силы, оберегом от которой служили и шумные пляски, и стук ударных инструментов, и одежда невесты, украшенная яркими кораллами и бусами, серебряными монетами».

А вот «Киленсек» – танец невестки. Он отражал своеобразный этикет знакомства молодой с родственниками жениха. Невестка – продолжательница рода, поэтому в ее танце родные жениха особенно ценили живость исполнения, четкость дробей, легкость стремительных поворотов. И если в сдержанных движениях девушки угадывался темперамент, проворность, подвижность – она получала высшие похвалы. Завершая танец, невестка дарила родственникам жениха подарки. Есть также и танец свекрови – это своеобразный обряд, в котором даются наставления молодой невестке.

ТВОРчЕСКИЕ ПЛАНЫ

Рафис Идиатович рассказал нам, что ансамбль как раз начинает свой ежегодный гастрольный сезон по России, и маршрут его пролегает через Татарстан, Ярославль, Череповец, Вологду и Санкт-Петербург, где, в свою очередь, планируется принять участие в мероприятиях «Дни России», проводимых северной столицей совместно с Москвой. Артисты привыкли к жизни на колесах. Благо для поездок у них есть всё: свой транспорт, необходимое снаряжение, четко работающие менеджеры и, конечно, опыт гастрольной жизни. Биография коллектива – это главным образом география поездок. К слову сказать, в рамках недавних гастролей за рубеж башкирские танцоры посетили Австрию, Бельгию, Коста-Рику, Гватемалу, Никарагуа, Испанию, Великобританию, Швейцарию.

Наряду с гастролями по городам России и зарубежья, ансамбль ежегодно выезжает с концертами в города и села Башкортостана, не теряет связь с народными корнями. Р. халимов особенно подчеркивает воспитательную роль, которую артисты выполняют в отношении родного края: для самых юных зрителей создана специальная тридцатиминутная программа, которая естественным образом дополняет обязательный в башкирских школах курс «Культура Башкортостана». «В рамках этой инициативы Ансамбль народного танца Гаскарова идет отдельной строкой, – с гордостью заявляет руководитель коллектива и добавляет: – …А из последней поездки в Италию мы привезли «тарантеллу». Уже и костюмы пошили...» Теперь в хореографическую палитру ансамбля добавится итальянский темперамент и зажигательные ритмы с солнечных Апеннин.

«ДЕЙСТВУЮщИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ»

На сегодняшний день состав Ансамбля им. Гаскарова – это уже шестое поколение артистов. В возрасте шестнадцати лет молодые танцоры проходят строгий отбор после окончания училища. Последующие двадцать лет они безраздельно посвящают сцене.

В труппе работают 50 артистов балета, в составе оркестра – 16 музыкантов. хореографы и постановщики, солисты и рядовые члены труппы, музыканты оркестра и администраторы – все живут как один организм, охваченный единственной, но пламенной страстью, имя которой – танец. Они – хранители народных традиций, выразители национальной культуры, которую с радостью несут как в школы родной Башкирии, так и в дальние края, где о народе – будь то башкиры или русские – судят непосредственно по людям и их творчеству. Пожелаем же нашим танцорам исполнения замыслов и творческих успехов!

culture02_02.jpg