Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Центральное духовное управление мусульман России

religion01_01.jpgСовременная Россия ищет и создает новые ценности; более того, она нуждается в них – в том, что будет объединять граждан, воспитывать культуру, станет морально-нравственными ориентирами, при этом будут учитываться различия в мировоззрениях, национальные и культурологические особенности каждого региона и народа. Для многонациональной и многоконфессиональной страны – страны таких масштабов и такой истории – это просто необходимо.

Сегодня в Российской Федерации ислам – вторая по численности и по конфессиональной и общественной значимости религия. Так сложилось исторически.

На отдельных землях, входящих сейчас в состав России, ислам веками существовал в качестве государственной религии. Часть других русских земель несколько веков находилась в вассальной зависимости от мусульманских ханов, которые назначали на них князей, собиравших дань и следивших за порядком.

Только после того, как Иван Грозный основал в 1547 г. русское царство по византийскому образцу, завоевал Казанское и Астраханское ханства, и вплоть до 1917 г., роль государственной религии в России окончательно закрепилась за православием. Однако ряд ханств сохранялись на территории России до конца XVIII века. Так, например, в Краснодарском крае до 1783 г. располагалось Крымское ханство.

22 сентября 1788 г. указом Екатерины II, по просьбе уфимского наместника О.А. Игельстрома, было учреждено центральное духовное управление мусульман (цДУМ) России, открытие которого состоялось 4 декабря 1789 г. в Уфе. В связи с изменением политики правительства после Крестьянской войны 1773–75 гг. в сторону веротерпимости, власти поставили целью использовать официальные исламские институты в государственных интересах.

Сама история ЦДУМ заслуживает отдельной статьи: верное служение Российской империи, попытка хоть какого-то сосуществования и выживания в трудный советский период, распад, реорганизация и новое становление и роль в новейшей российской истории.

Сегодня центральное духовное управление мусульман – единая централизованная религиозная организация, включающая в себя региональные духовные управления мусульман, мухтасибаты, приходы (махалля), учреждения профессионально-религиозного образования (медресе, исламские институты), представительства как иерархически подчиненные ей структуры, находящиеся на территории РФ и за рубежом и осуществляющие свою деятельность на основании уставов и положений как в соответствии с Каноническим уставом об управлении цДУМ, так и с действующим законодательством России.

ЦДУМ имеет администрацию: аппарат Верховного муфтия, департаменты международной, финансово-хозяйственной и издательской деятельности; работает типография (имеется свой печатный орган – газета

«Маглюмат аль-Булгар»). Руководящий орган – президиум цДУМ. Председателем президиума цДУМ (Верховным муфтием) является Талгат Сафа Таджуддин (адрес резиденции Верховного муфтия: Башкортостан, г. Уфа, ул. Г. Тукая, 50).

Обеим религиям, так или иначе, суждено сосуществовать вместе и в обозримом будущем: на протяжении всей российской истории они создавали и обогащали общую государственную культуру, щедро одаривая ее звучными именами.

Комплекс соборной мечети города Салавата, вне всяких сомнений, одна из гордостей Республики Башкортостан. Вполне возможно, что по своей социальной, религиозной и архитектурной значимости сооружение станет и достоянием федерального значения. 17 июля 1992 г. состоялась закладка фундамента соборной мечети в Салавате. В тот день вокруг строительной площадки собралось множество горожан, прибыли делегаты из Турции и из Уфы.

– …Но собственно строительство комплекса соборной мечети города Салавата в составе цДУМ России началось лишь в 1998 году – с благословения председателя цДУМ России шейх-уль-ислама и Верховного муфтия Талгата Сафа Таджуддина и при поддержке председателя Комитета Государственного собрания РБ (Курултая) по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству Н.З. Кутлугильдина, генеральных директоров предприятий, предпринимателей и прихожан из общества мусульман нашего города, – рассказывает теолог ислама муфтий и председатель Совета имамов РБ Рамиль Равилович Насыров. – Во время своего пребывания в Салавате на строительстве комплекса соборной мечети побывал президент Республики Башкорстан М.Г. Рахимов.

– Однако замысел строительство и состоялись благодаря вашей личной инициативе...

– Сан и обязанности имама-хазрата, муфтия Башкортостана, председателя Духовного управления мусульман г. Салавата, сам образ жизни, который веду на протяжении 23-х лет, и звание выпускника Российского исламского университета обязывают ко многому. Я вырос в религиозной, глубоко верующей семье, корни которой исходят от моих предков. Стремление преданно и безоглядно служить Аллаху, по зову священной книги Коран, испытывал с детства. И, вступив на стезю ислама, загорелся другой мечтой – построить в моем городе нефтехимиков комплекс соборной мечети с медресе.

Но во все времена священные сооружения возводились всем миром. Так обстояло дело и с соборной мечетью нашего города. С самых первых дней существования общество мусульман проводило духовно-просветительскую работу, организовывало курсы по изучению арабской письменности, выступало по радио и телевидению. Шли годы. Рос город, росло и число прихожан.

Первоначально планировалось строить только одну мечеть. Но год от года число прихожан возрастало, и в маленькой мечети становилось тесно. Приходилось проводить религиозные праздники в домах культуры, где на стенах очень много росписей, что строго запрещается законами Аллаха и Корана. Первый молебен состоялся 21 декабря 2002 года. Но и на территории строящейся мечети Духовное управление проводило мусульманские религиозные праздники, обряды; так, 7 мая 2000 года прошла панихида по 372 воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, уроженцам семи деревень, на территории которых был построен наш город.

И уже в ходе работы над проектом было принято решение о строительстве комплекса соборной мечети и медресе. Эскиз был составлен петербургскими архитекторами во главе с В.В. Лебедевым. И нужно отдать должное их старанию, тщательности и мастерству: они изучили все разновидности мечетей и мусульманскую культуру в целом, чтобы потом скомбинировать единственный в своем роде проектный макет. Главным спонсором проекта выступил коллектив ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». А всего в создании комплекса приняло участие более пятидесяти трудовых коллективов из городов Салават, Уфа, Кумертау, Альшеевского района. Конечно, не стояли в стороне от возводимого священного дома и сами прихожане – приходили сюда не только с целью замуровать в фундамент мелкие монеты, чтобы, как говорится в поверье, мечеть выросла крепкой и добротной, так как ее строят на века, но и приносили пожертвования, активно участвовали в посильных работах, благоустраивали территорию. И результат этого, в буквальном смысле общего труда вы видите…

– Очень впечатляет.Поясните и для наших читателей, что на сегодняшний день представляют и что включают в себя комплекс и медресе.

– Собственно территория комплекса расположена в живописном месте: с северо-восточной стороны прилегает роща с разными видами деревьев, с юго-западной – открывается вид на культурно-массовые объекты города. Ее площадь составляет один гектар земли, а площадь строений – более 6 тысяч квадратных метров.

Священные сооружения должны быть выше жилых домов, поэтому фундамент мечети был приподнят, по сравнению с проектом, над один этаж. Вход в мечеть сделан таким образом, чтобы напоминать страницы гигантской книги. Тем самым входящий как бы вступает в Коран – главную книгу ислама.

religion01_02.jpgВ мечети все продумано, все гармонично связано. На цокольном этаже расположена гостиница с двух- и однокомнатными номерами, библиотека. Первый этаж включает в себя мужской молельный зал на 500 прихожан, фойе, зал бракосочетания, имя наречения, учебные аудитории салаватского филиала Российской исламского университета, кабинеты заместителя и преподавателей, приемную, комнату отдыха священнослужителей. На втором этаже – женский молельный зал на 200 прихожан, приемные и рабочие кабинеты председателя, актовый зал и кабинет Славы. Высота основного минарета – 49 метров, на его вершину ведут 150 ступенек; большой купол – 25 метров, два маленьких купола – по 17 метров высотой. С минарета мечети видны ближайшие города Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай и другие населенные пункты. В мечети имеется магазин религиозных изделий.

religion01_03.jpgПолы внутри комплекса изготовлены из мраморной крошки с персональным рисунком молельного коврика для каждого молящегося. Стены покрыты краской из Саудовской Аравии. По специальному заказу в Свердловске была изготовлена люстра, 46 лампочек которой освещают зал для молитв. Своеобразным украшением являются оконные витражи с мусульманским орнаментом; причем витражных окон пока нет ни в одной мечети республики.

С 2003 года ведется ежедневная религиозная деятельность, работают фото-и видеостудия «Истелек» и издательский дом «БашПрестиж», который занимается освящением деятельности комплекса соборной мечети и жизни мусульман города и республики. Мечеть связывается галереей с медресе. После трехлетнего обучения выдается свидетельство об окончании медресе и удостоверение, дающее право на проведение обрядов. Выпускники могут поступать в Российский исламский университет г. Уфы сразу на третий курс.

Торжественное открытие комплекса приурочено к юбилею города Салавата, который состоится в 2008 году. Причем особо хочу отметить, что одновременно планируются торжественные открытия нашей, мусульманской мечети и православной церкви, что, согласитесь, вполне символично и для Башкортостана, и для России.