Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Их ведет Богородица

religion02_01.jpg8–10 июня 2007 года в Башкирии, в Гафурийскомрайоне республики, наСвятых источниках у поселка Курорт (ранее Зареченский), Уфимская епархия отметила 410-летие явления Табынской иконы Божией Матери.

Около 30 тысяч паломников из российских регионов и ближнего зарубежья прибыли в село Табынск Гафурийского района, чтобы принять участие в крестном ходе до Святых ключей, где произошло явление иконы.

religion02_02.jpgВ своем поздравлении по случаю торжеств президент республики Муртаза Рахимов назвал день явления Табынской иконы «одним из самых значимых событий для православных верующих» и особо подчеркнул, что «Русская православная церковь на протяжении столетий была в стране объединяющим, сплачивающим началом». «Сегодня Православие вносит свой достойный вклад в укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений между всеми жителями Башкортостана», – констатировал глава республики. Он также назвал знаменательным то, что в этом году праздник совпал с другой исторической датой – 450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства.

Табынская икона Пресвятой Богородицы – одна из самых почитаемых православными христианами, живущими в России и за ее пределами. Она была обретена впервые во второй половине XVI века на соленых ключах Пречистенской пустыни, в 12-ти верстах от села Табынского Стерлитамакского уезда (ныне Гафурийский район Башкирии). Чудотворная икона находилась в Вознесенской церкви села Табынского и была самой почитаемой в Урало-Сибирском регионе. Табынская икона Божией Матери в Русской православной церкви считается чудотворной: сразу после явления от нее стали совершаться многочисленные чудеса.

В первой половине XVIII века Святейший Синод установил празднование Табынской иконы Божией Матери, которое отмечалось в девятую пятницу после Пасхи. Крестный ход с иконой был по времени и по расстоянию самым продолжительным в России.

В храме Табынской иконы Божией Матери христианская святыня хранилась до 1919 года, пока не была вывезена из Башкирии в Китай белоказаками, где в ее честь основан мужской монастырь, а затем – на Ближний Восток и во Францию. Далее ее следы затеряны.

В Башкирии создан Фонд Табынской иконы Божией Матери, активисты которого много лет занимаются ее поиском и прославлением.

А вот как прошли торжества, по словам В. Князева: «Как всегда, разделить общую радость прибыли многие тысячи. Кто приехал, кто пришел пешком. В десятый раз по благословению Владыки Никона прихожане ишимбайского Троицкого храма крестным ходом прибыли на Святые соленые ключи. Как было и раньше, среди участников ишимбайского крестного хода много детей из воскресной школы. За эти годы одни выросли и ушли во взрослую жизнь, но на смену им встали другие. К ишимбайцам по традиции присоединяются жители других городов. На протяжении этих лет с ними вместе ходили православные не только из нашей епархии, но и из Татарии, из Самары, Питера… Их ждут на всем пути, а там, где они останавливаются на ночь, им рады, как дорогим родственникам.

И все эти годы душа крестного хода – протоиерей Валентин Попов. Он возглавлял колонну на маршруте, на привалах читал акафисты, не давая остыть молитвенному настрою. По прибытии на святое место читал акафист Табынской иконе. Вечером и ночью сначала исповедовал всех своих и потом радостно причащал их.

religion02_03.jpgВозьмите в руки карту Башкирии. Найдите город Учалы. Протяните прямую до Красноусольска. За сколько дней можно преодолеть этот маршрут пешком? Настоятель учалинского Пантелеимоновского храма протоиерей Петр Кузьмин и двое прихожан шли больше недели: вышли во вторник, после праздника Святого Духа, а прибыли в четверг, накануне Девятой пятницы. …В руках отца Петра – посох. Вручили в одной из деревень. Деревянный, ничем не приметный, но – особенный, отмеривший не один десяток километров. С ним отец Петр просится не в объектив фотоаппарата, а на холст художника. Словно нестеровский пустынник... Отец Петр Кузьмин и его прихожане прошли за неделю пешком более 200 километров.

Всех пришедших и приехавших объединяло желание поблагодарить нашу Небесную Заступницу пред Господом за явленный четыре века назад чудотворный Табынский образ».

Уфимская и Стерлитамакская епархия учреждена 21 марта – 2 апреля 1859 г. Выделена в самостоятельную из Оренбургской и Уфимской епархии. До середины XVIII века причислена к Казанской епархии, а с 1764 г. – к Вятской. Указом императора Павла I от 27 сентября 1799 г. учреждена и в начале 1800 г. открыта самостоятельная Оренбургская и Уфимская епархия с архиерейской кафедрой в Уфе. В ее состав вошли: Уфа, Мензелинск, Бирск, Белебей, Стерлитамак, Оренбург – из Казанской епархии; Троицк, Челябинск, Верхнеуральск – из Тобольской. В 1859 г. епархия разделена на две – Оренбургскую и Уральскую с центром в Оренбурге и Уфимскую и Мензелинскую с центром в Уфе. С образованием в 1865 г. самостоятельной Уфимской губернии границы епархий были уточнены. В 1935 г. Уфимское епархиальное управление ликвидировано и руководство епархией передано епископу Куйбышевскому. Епархия восстановлена вновь в 1942 г. с одним благочинием.

Первым памятником христианства в Уфе стала деревянная Троицкая церковь, построенная стрельцами «об един день» в Святую Троицу в 1574 г. – в день основания Уфы. Вторая церковь, во имя Казанской Божией Матери, построена в 1579 г. в начале Казанской улицы. Об этом храме упоминается в грамоте царя Феодора Иоанновича в 1593 г. Из грамоты видно, что церкви во имя Казанской Божией Матери, по челобитью протопопа сей церкви Адриана, была пожалована земля около самого города – «от места, глаголаемого Усолья до реки Уфы и городища». Уфимская епархия как самостоятельное духовное управление Русской православной церкви существует с 1799 г., со времен царствования императора Павла I, однако ее истоки и корни непосредственно относятся к седой древности, к годам Иоанна Грозного.

За прошедший период границы Уфимской епархии менялись не один раз. Уфа по своему духовному управлению относилась то к Казани, то к Оренбургу, то к Тобольску, то к Перми, то к Вятке. ОренбургскоУфимская епархия была открыта в 1799 г. для Оренбургского края. С 1859 г. она разделилась, и одна из них стала носить название Уфимской епархии, а другая – Оренбургской. Окончательно Уфимская и Оренбургская епархии определились в своих границах в 1862–65 гг.

К 1912 г. в Уфимской епархии насчитывалось 5 мужских и 8 женских монастырей, 526 церквей, в том числе: 7 соборных, 432 приходские, 21 домовая, 6 кладбищенских, 22 приписные. К 1919 г. в 320 церковноприходских школах и школах грамот обучались 14 тысяч 142 ученика. К этому времени (начало 20-х гг.) было уже более 700 церквей (включая приписные, единоверческие и молитвенные дома), 16 монастырей, духовная семинария, два епархиальных училища – мужское и женское, множество больниц и приютов. При церквах действовало 388 библиотек, при монастырях – 4 больницы и 3 богадельни.

Чудовищный погром обрушился на Уфимскую епархию в 1919–38 гг. – его объемы невозможно даже представить. Потери неисчислимы. К 1939 г. органами советской власти в Уфимской епархии были закрыты все храмы, кроме Сергиевской церкви в Уфе. Все ценности были изъяты.

В годы Великой Отечественной войны, по просьбе верующих, правительство страны разрешило открыть некоторые храмы для богослужений. В 1944 г. Уфимская епархия была восстановлена и к 1956 г. в ней действовали уже 42 церкви. Но после непродолжительной «оттепели», когда победа в войне была завоевана (в том числе и по молитвам народа ко Всевышнему), началась вторая волна («хрущевская») атеистического наступления и репрессий. Снова власть имущие стали закрывать и уничтожать оставшиеся соборы, церкви, молитвенные дома, преследовать верующих. К 1965 г. на территории Уфимской епархии действующими остались только 17 приходов, и то большинство их представляли невзрачные молельные дома, многие здания храмов уже были разрушены. К 1990 г., после семидесятилетнего погрома, епархия являла собой запустение. К этому времени было около 30 приходов.

Сегодня в Уфимской епархии действуют около 200 приходов, которые продолжают обустраиваться; 10 из них – в городе Уфе. При некоторых приходах возрождаются воскресные школы, православные братства, библиотеки, домовые и тюремные храмы. В епархии уже 5 монастырей. Более 200 священнослужителей окормляют свою паству.

В настоящее время (с 26 августа 1990 г.) Уфимскую епархию возглавляет правящий архиерей архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон II (Васюков).