Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Из глубины Веков

Заселение территории современной Республики Татарстан началось еще в эпоху среднего палеолита (около 100 тыс. лет назад). За многовековую историю судьба татарского народа, его культура тесно переплелись с историей Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и Российского государства. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ

Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная на рубеже IX–X веков н.э. тюркскими племенами, которые уже имели опыт государственности в рамках Тюркского каганата, Гуннской державы и Великой Болгарии.

Еще в VII веке в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный булгарский союз племен. Первым, кто объединил булгар, был князь Органа. Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Булгария, стал в 632 году хан Курбат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное централизованное государство.

Однако вскоре оно распалось. В 679 году от Великой Булгарии отделились южные булгары и образовали свое царство – Хазарское. Часть этого народа в конце VIII – начале IX века переселилась на среднюю Волгу. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они здесь вместе или отдельными группами – точных сведений нет.

Многие историки считают, что переселение булгар было связано с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Очевидно, что булгары пришли на Волгу и Каму в составе целого конгломерата из тюркоязычных племен. Вместе с ними переселились барсилы, беленджеры, савиры. Приход булгар, имевших определенный опыт государственности, дал сильный толчок процессам консолидации пестрого конгломерата племен и народов, а также формированию ранне средневекового государства в Среднем Поволжье. Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его, стали называть волжскими булгарами. Длительное время Волжская Булгария являлась единственным развитым государством на крайнем востоке Европы. Самые крупные города – Булгар и Биляр – по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени. В 922 году произошло событие, имевшее необычайно важное значение для народа Булгарии: ислам стал государственной религией страны. Исламские традиции способствовали установлению в Булгарии развитых феодальных отношений путем уничтожения остатков первобытнообщинного строя. На верхней ступени феодальной лестницы стоял царь – «эмир» (араб.), который был верховным владетелем и распорядителем всей земли. Ниже находились религиозные главы мусульман страны – «сеиды» и знатные рыцари-аристократы – «беки» (князья). Еще ниже – средние и мелкие феодалы – «баи». Рабами в Булгарии

history01_07.jpg

становились чаще всего военнопленные, поскольку ислам во все времена запрещал обращать мусульман в рабство. Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо постепенно сменилось арабским, открылись начальные школы и медресе. С принятием ислама в страну начала проникать из Средней Азии литература, написанная на бумаге. А с появлением бумаги в самой Булгарии получают распространение рукописные книги, а также появляется возможность обучать письму более широкие слои населения. В стране стали развиваться такие науки, как математика, астрономия, химия, медицина, география, история и др. С ростом ремесленного производства и появлением лекарств возникла необходимость в знаниях химии. Булгарам были знакомы и они умели применять такие металлы и неметаллы, как железо, медь, никель, свинец, олово, ртуть, серебро, золото, сурьма, сера и т.д. Булгарские кузнецы ковали сталь, владели основами сварки и пайки, а также получали различные сплавы на основе меди – бронзу, латунь и др. Высокого совершенства достигали мастера, изготовлявшие украшения и предметы быта из меди, золота и серебра. Все это требовало, в свою очередь, углубления определенных знаний, формирования их в науку. Духовная жизнь Булгарии протекала на достаточно высоком для того времени уровне и была вплетена в общую ткань мусульманского мира. Булгарские подвижники распространяли ислам среди башкир и некоторой части финно-угорских народов. Известно, что со словом пророка Мухаммеда они ездили и в города Руси. Так, по преданию, в 986 году булгарские проповедники по прибытии в Киев предлагали великому князю Владимиру Святославичу принять ислам. Но, как известно, Владимир выбрал греческое православие. В 965–969 годах булгарские войска овладели территорией Хазарского каганата и присоединили его земли. Это позволило Булгарии контролировать все главные торговые пути, связывавшие Европу с Азией, что принесло государству немалую выгоду. Наивысшего расцвета Булгарская держава достигла в период царствования эмира Габдуллы Чельбира (1178–1225). При нем территория Булгарии простиралась от города Сары Керман (Севастополь) до Енисея и от Северного Ледовитого океана до Булгарского моря (Каспийского) и озера Балхаш, а число городов выросло до двухсот.

ЗОЛОТАЯ ОРДА

Монголы появились на исторической арене в XI–XII веках, когда в степях Центральной Азии ими было образовано полукочевое государство. В конце XII – начале XIII века монголы во главе с Чингисханом начали свое завоевание мира. history01_01.jpgОдними из первых они покорили соседние племена, среди которых наиболее многочисленными оказались татары. Так на правах подчиненных татарские племена были включены в состав монгольских войск.

А в 1236 году Булгария была завоевана внуком Чингисхана Батыем и вошла в состав Золотой Орды как одна из ее провинций. Несмотря на утрату своей самостоятельности, Булгария пользовалась некоторой автономией, ее правители стали вассалами золотоордынского хана, платили ему дань и поставляли воинов в ордынское войско.

Прекращение разорительных набегов кочевников, восстановление торговых связей помогли возродить экономику Булгарии. Наивысший ее расцвет пришелся на первую половину XIV века, чему способствовало утверждение ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Булгария в этот период выступает проводником ислама для соседних народов: мордвы, вотяков, башкир. Кроме того, временной резиденцией золотоордынского хана становится город Булгар, привлекавший своими кирпичными и белокаменными сооружениями. Множество дворцов, мечетей, караван-сараев, а также общественные бани, мощеные улицы, подземный водопровод свидетельствовали о богатстве и процветании Булгара.

С середины XIV века внутриполитическая обстановка в Золотой Орде осложнилась: началась жестокая борьба за ханский престол, усилились сепаратистские тенденции. Во второй половине XIV в. Золотая Орда, в силу внутренних противоречий и благодаря активному сопротивлению подчиненных ей народов, пришла к упадку. В 1361 году князь Булат-Темир отторг от Золотой Орды обширную территорию в Поволжье, включая Булгарию. history01_02.jpgПоследняя распалась на два фактически самостоятельных княжества – Булгарское и Жукотинское с центром в городе Жукотин (Джукетау).

Во второй половине XIV – начале XV века эти княжества испытывали на себе постоянное военное давление Руси. Тяжелый удар по Булгарии был нанесен в 1431 году московским войском князя Федора Пестрого, после чего Булгария лишиласьюж н ы х земель, которые перешли в подчинение Москвы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых являлась Казань. Именно на базе этих земель началось формирование в Среднем Поволжье нового государства – Казанского ханства и нового этноса – казанских татар.

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО

Основную территорию Казанского ханства составляли северные и правобережноволжские земли бывшей Булгарии. В сфере экономического и политического влияния Казани находилась обширная область почти всего Волго-Камья: от Суры на западе и до верховий Камы и Белой на востоке. Кроме казанских татар, history01_03.jpgна этой территории проживали: мари, чуваши, предки удмуртов, башкиры (а казанские татары, составлявшие основное население ханства, сформировались на базе тюркоязычного населения Волжской Булгарии). Экономика Казанского ханства развивала традиции предшествующего времени, при этом общественно-политический строй был феодальным. Наиболее крупным феодалом считался хан, владевший лучшими и большими землями ханства. Жившие и обрабатывавшие эти земли крестьяне обязаны были платить хану ясак, а также поставлять воинов. Хану принадлежала верховная власть в стране, но решения государственного значения он мог принимать лишь с согласия «дивана» – совета при хане, состоявшего из наиболее видных феодалов и представителей высшего духовенства.

Значительную часть внешней политики Казанского ханства составляли отношения с Русским государством. Богатство Булгарии, ее стремление контролировать торговлю с Востоком привели к частым нападениям соседей. Если борьба булгар с кочевниками половцами была достаточно успешной, то столкновения с русскими князьями причиняли Булгарии гораздо больший ущерб. Уже в 985 году князь Владимир совершил удачный поход на Булгарию, а в XII веке, с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, стремившегося распространить свое влияние в Поволжье, борьба между двумя соседними государствами обострилась. Постоянная военная угроза вынудила булгар перенести свою столицу в глубь страны – в город Биляр, получивший в русских источниках имя «Великого города». Несмотря на то что булгарам удалось в 1219 году захватить и разграбить Устюг, в целом превосходство было на стороне русских.history01_04.jpg

В середине XVI века началась серия русских походов на Казань, итогом которых стало окружение города в 1552 году огромной армией Ивана IV – в сто пятьдесят тысяч человек. Город защищали четырехтысячный гарнизон и десять тысяч ополченцев. Казанцы проявили беспримерное мужество и с середины августа до октября отстаивали город. Но 2 октября 1552 года Казань пала, подвергшись в итоге большому разгрому и разграблению.

После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного Казанское ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству под названием – Царство Казанское. РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО

В 1708 году по указу Петра I была создана многонациональная Казанская губерния (с центром в городе Казани), первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке – до Урала, на юге – до реки Терек, на западе – до Мурома и Пензы. Казань сохраняет статус столицы губернии на протяжении более 200 лет.

В первой четверти XVIII века здесь активно развивалась промышленность. В 1714 году в Казани была построена суконная мануфактура, а в 1718-м основано Адмиралтейство. На верфях строились морские и речные суда. При Адмиралтействе существовала «цифирная» (инженерная) школа. В 1726 году, в память о пребывании Петра I в Казани, московскими и флорентийскими мастерами был построен Петропавловский собор. Так постепенно Казань становится одним из важных промышленных и культурных центров России.

В 1825 году был сооружен главный корпус Казанского университета. Возведение всего комплекса зданий завершалось под руководством Н.И. Лобачевского, который был ректором университета в 1827–1846 годах. Университет играл важную роль в развитии демократической культуры и науки. В нем функционировало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. В начале 80-х годов XIX века в Казанском университете обучалось 847 студентов (по их количеству он занимал шестое место среди семи университетов страны).

Двадцатый век Казань встретила будучи промышленно развитым торговым городом. Здесь работало более 120 заводов и фабрик, дававших продукцию на 4 миллиона рублей ежегодно.

Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 году. ТАТАРСТАН СЕГОДНЯ Новая веха в истории Татарстана – конец ХХ столетия, открывший множество возможностей для дальнейшего развития форм государственности. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 года референдум и принятая 6 ноября того же года новая Конституция Татарстана установили, согласно народному волеизъявлению, новый государственный статус республики. Политика внешних связей современного Татарстана определяется его традиционным положением «перекрестка» мощнейших торговых артерий: одна из них – ответвление Великого шелкового пути, вторая – Пушной путь, связывавший север и юг Евразии. Сегодня Татарстан активно развивает торгово-экономические отношения со многими регионами мира (около 100 государств). В политике международного и внешнеэкономического сотрудничества республика делает упор на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Как место встречи цивилизаций, символический перекресток религиозных и культурных традиций Востока и Запада, Азии и Европы, Татарстан накопил богатейший опыт межэтнического и межконфессионального согласия. Традиционными для республики религиями остаются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения – русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва – христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии. Государственная политика в республике направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства пус Казанского университета. Возведение всего комплекса зданий завершалось под руководством Н.И. Лобачевского, который был ректором университета в 1827–1846 годах. Университет играл важную роль в развитии демократической культуры и науки. В нем функционировало четыре факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический. В начале 80-х годов XIX века в Казанском университете обучалось 847 студентов (по их количеству он занимал шестое место среди семи университетов страны).

Двадцатый век Казань встретила будучи промышленно развитым торговым городом. Здесь работало более 120 заводов и фабрик, дававших продукцию на 4 миллиона рублей ежегодно.

Значительным шагом в воссоздании государственности татарского народа стало провозглашение Татарской Автономной Советской Социалистической Республики в 1920 году.

ТАТАРСТАН СЕГОДНЯ

history01_05.jpgНовая веха в истории Татарстана – конец ХХ столетия, открывший множество возможностей для дальнейшего развития форм государственности. 30 августа 1990 года была принята и подписана Декларация о государственном суверенитете республики. Проведенный в марте 1992 года референдум и принятая 6 ноября того же года новая Конституция Татарстана установили, согласно народному волеизъявлению, новый государственный статус республики. Политика внешних связей современного Татарстана определяется его традиционным положением «перекрестка» мощнейших торговых артерий: одна из них – ответвление Великого шелкового пути, вторая – Пушной путь, связывавший север и юг Евразии. Сегодня Татарстан активно развивает торгово-экономические отношения со многими регионами мира (около 100 государств). В политике международного и внешнеэкономического сотрудничества республика делает упор на поиск разумного баланса между западными и восточными партнерами. Как место встречи цивилизаций, символический перекресток религиозных и культурных традиций Востока и Запада, Азии и Европы, Татарстан накопил богатейший опыт межэтнического и межконфессионального согласия. Традиционными для республики религиями остаются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения – русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва – христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии. Государственная политика в республике направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. 28 августа 1999 года вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». history01_06.jpgЗа годы его действия удалось значительно улучшить духовно нравственный климат в республике, укрепить единство религиозных организаций. Татарстан сегодня – один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности, крупные машиностроительные предприятия, а также развитое электро-радио и приборостроение. Сама столица Татарстана Казань – крупный авиационный, железнодорожный и автомобильный узел, порт пяти морей. В городе сосредоточено свыше 150 крупных и средних предприятий. Казань – это и крупнейший культурный центр России. В 2005 году столица Татарстана отмечала тысячелетний юбилей. Тысячелетие Казани, став поистине вехой, послужило зримым итогом ее многовекового развития и мощным импульсом для дальнейшего социально-экономического прогресса всей республики. В целом у народа Татарстана есть все основания для того, чтобы с гордостью оценивать прошлое, с достоинством смотреть в будущее и верить, что имя его столицы, как и вся его история, всегда будет свято и для живущих ныне, и для далеких потомков.