Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Театр начинается ... с колес

culture01_07.jpgВ 2008 году Казанскому театру имени Карима Тинчурина исполняется 75 лет. Что такое семьдесят лет в масштабе вечности? Пылинка! Но в людском измерении – это целая человеческая жизнь. В эти семьдесят пять лет вошли и рождение театра, и его первые актеры, и энтузиазм и трагедия тридцатых, и война, и голод, и небывалый дух патриотизма… Это – жизнь «на колесах» и любовь зрителя, служение искусству и подлинное подвижничество.

…А начиналось все в далекие тридцатые. 7 октября 1930 года Совнарком РСФСР принимает Постановление «Об улучшении театрального дела», в котором, в частности, говорится о необходимости регулярных перебросок центральных и областных театров на продолжительные сроки в промышленные районы сплошной коллективизации и о создании на основе существующих театров постоянных передвижных трупп.

Татарстан не мог стоять в стороне от такого важного дела: создание передвижного колхозного театра стало первостепенной задачей. Активнейшую роль в этом процессе сыграл Карим Тинчурин. Он был фактически инициатором рождения нового театра, которое совпало по времени с расформированием Московского татарского театра (большая часть его актеров вернулась в Казань). Тогда было решено на базе Татарского академического театра (используя и актеров московского) создать передвижной филиал.

Официальным днем рождения новой труппы считается 6 ноября 1933 года, когда в деревне Шали состоялась премьера спектакля «Семья деда Булата» К. Тинчурина и К. Наджми. Показательно, что первым автором новорожденного театра явился сам Карим Тинчурин. Пьеса была посвящена сложным процессам становления колхозов. Афиша, вывешенная на дверях правления колхоза и сообщавшая о приезде артистов в деревню, вызвала настоящий ажиотаж. Вся деревня собралась в самом большом доме и при свете керосиновых ламп, затаив дыхание, смотрела спектакль, а потом еще много дней обсуждала увиденное.

Таким был самый первый шаг театра. А в числе первых постановок, кроме названной, были «Шестеро влюбленных» знаменитого впоследствии, но тогда еще молодого А. Арбузова, «Тезки» Жидкина и Ильинского, «Любовь» Н. Салахова и т.д.

В середине 30-х годов театр получает статус самостоятельной единицы, а вместе с этим возникает и много проблем, связанных с переездом из Казани.

Мирная жизнь оборвалась с началом Великой Отечественной войны. Подавляющая часть труппы ушла на фронт. Основная тяжесть легла на плечи женщин. У труппы несколько изменилась и география выступлений. Она теперь играла не только перед колхозниками, но и на призывных пунктах, вокзалах, в лазаретах, госпиталях. Понятно, что в таких условиях показать «полнометражные» произведения искусства было невозможно. Поэтому театр взял на вооружение небольшие одноактные пьески, скетчи, миниатюры, создаваемые по горячим следам происходящих событий; сюжеты узнавали по радио и газетным сводкам.

В 1944 году, согласно новому приказу Управления по делам искусства, театр возвращается в Казань. Еще шла война, и свободных театральных помещений не было, именно по этой причине театру пришлось разместиться (поверить невозможно!) на кухне коммунальной квартиры с одним окном.

После переезда в Казань в репертуаре появляется крупная драматургия: пьесы А. Островского «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», одна из лучших пьес татарской драматургии – «Минникамал» М. Амира.

Но наконец заканчивается война. Возвращаются с фронта оставшиеся в живых солдаты-артисты. Появляется возможность изменить репертуар: ставится оригинальная татарская драматургия («Песня жизни» М. Амира), а также переводные пьесы (украинская комедия «В степях Украины» А. Корнейчука, «Не всё коту масленица» А. Островского). Но в это же время театр, как и все остальные коллективы страны, почувствовал на себе гнет цензуры, которая своей волей позволяла или запрещала ставить те или иные спектакли.

В 50-е годы страна сбрасывает с себя страх, расправляет плечи – закончилась эпоха сталинской деспотии. Это время начала расцвета новых имен, составивших славу советского искусства 60–80-х годов. Время, когда драматурги получили возможность писать о разных социальных проблемах, а не только о революции, заводских станках и рабочих с крестьянами.

Театры кинулись ставить спектакли на семейно-бытовые темы. Большой популярностью в Передвижном театре пользовались пьесы «Тайные следы», «Первая любовь» Х. Вахита, «Зеленая шляпа» Г. Насыйрый.

С конца 60-х и до 90-х годов «своими» в Передвижном стали два замечательных писателя – А. Гилязов и Т. Миннулин. До сегодняшнего дня в театре было поставлено семь, всегда отличающихся серьезностью, спектаклей по драмам Гилязова. Туфан Миннулин также в течение более двадцати лет составлял основу репертуара театра, но уже комедийную его часть.

В 1986 году произошло важное событие в жизни театра – изменился его статус. Он стал стационарным, получив собственное здание. А с 1988-го официально именуется Татарским государственным театром драмы и комедии. Это долгожданное и заслуженное имя было дано театру, прошедшему долгий и непростой путь – от колхозно-совхозного передвижного филиала к стационарному, постоянному.

1 января 1963 года на вахту главного режиссера заступает Равиль Тумашев (сын Кашифы Тумашевой). Он родился 21 апреля 1923 года в Семипалатинске. Прошел фронт. Ему выпало счастье быть в числе того одного процента родившихся в 1923 году мальчиков, оставшихся в живых. Закончил войну бравым капитаном с орденом Красной Звезды и медалями. В конце войны служил в Войске Польском и был награжден «Серебряным крестом заслуги». В 1946 году Тумашев возвращается в Казань, а на следующий год поступает на режиссерский факультет ГИТИСа, на курс прославленных мастеров – режиссеров-профессоров А.Д. Попова и М.О. Кнебель. После окончания института в 1962 году десять лет работает очередным режиссером Академического театра им. Г. Камала; ставит в нем главным образом переводные пьесы, зарубежную классику: «Анджело» В. Гюго, «Отелло» У. Шекспира, «Наследников Рабурдена» по Э. Золя, «Беспокойную старость» Л. Рахманова, «Легенду о любви» Н. Хикмета; хотя было и «Казанское полотенце» К. Тинчурина. Вскоре Тумашев начинает серьезно заниматься созданием татарского репертуара. Тут ему очень повезло: в 60-х – начале 70-х годов в национальную драматургию вливается целая группа молодых авторов, принесших с собой новые темы, формы, стили. Эта плеяда драматургов сказала новое слово в татарской пьесе, повернула «колесо» национальной сцены в сторону современности. Ими оказались Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев, Туфан Миннуллин, позднее – Ризван Хамид.

culture01_08.jpg

Успехам молодых авторов, их драм и комедий, способствовало то, что ко времени их прихода в театр в коллективе с начала 60-х годов стало появляться новое поколение актеров. Особенно из них выделялись три актрисы – Исламия Махмутова, Земфира Досаева, Хаджар Шакурова, которые вскоре заняли прочное ведущее положение в труппе в амплуа молодых героинь. Со второй половины 60-х годов в театр стала вливаться и молодежь, окончившая Казанское театральное училище: Наил Шайхетдинов, Халил Махмутов, рано ушедшая из жизни, но очень способная Венера Хуснетдинова, Марсель Джаббаров, Нуриахмет Сафин, чуть позже Ляля Миннуллина, Нуретдин Назмиев. Со временем ведущим актером нового поколения стал и Ринат Мифтахов, пришедший в театр в 1957 году. Он родился в деревне Чаллы Камско-Устьинского района. После школы, приехав в Казань, окончил ПТУ, стал столяром. Потом прошел армию десантником. Все время участвовал в художественной самодеятельности, особенно активно – в драмкружке при Клубе строителей. Там его приметили актеры. Руководство пригласило в театр, оценив хорошие сценические данные – стройную фигуру, высокий рост, выразительное, красивое лицо, певческий голос. Мифтахов благодарен К. Тумашевой: она обучила его актерскому мастерству. Первые годы он играл маленькие, эпизодические роли, но вскоре стал одним из ведущих актеров на роли молодых социальных героев. 80-е годы известны именами Люции Галлямовой, Ильгизара Хасанова, Миляуши Назмиевой, а также пришедших из других театров – Таслимы Файзуллиной, Нурии Валиевой, Зуфара Харисова, Тимергали Зиннурова.

Сегодня актерский состав театра молод и полон сил. В 1980–90-х годах сюда пришли после окончания театрального училища М. Назмиева, Р. Тухватуллина, Д. Асфандиярова, Ш. Фархетдинов, И. Ахметханов, Э. Угяганов и др.; пришла З. Зарипова, окончив Театральное училище им. Щепкина в Москве. А в 1998 г. в творческий состав влился почти весь курс Академии культуры и искусств. Среди выпускников: З. Валиева, Г. Хафизова, И. Хафизов, Г. Гайнуллина, Х. Хуснутдинов и др.

Вся эта значительная группа молодежи активно занята в репертуаре театра, которым с 1993 года руководит Рашид Загидуллин. Режиссер ставит спектакли совершенно разных жанров – мелодраму, сатиру, эпос, водевиль… Например, «Господин де Пурсоньяк» знаменитого французского комедиографа Мольера. Такого рода буффонады предназначались самим автором для исполнения лишь во время каких-либо празднеств во дворцах французских королей. Но режиссер пошел еще дальше в своих экспериментах. Примером такого опыта стала постановка Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

В последние пятнадцать лет жизнь театра была достаточно бурной: здесь и борьба за собственное стационарное здание, и смена режиссеров… Как бы там ни было, итогом сегодняшнего дня стало рождение новых, не ставившихся ранее спектаклей, обращение к многообразию жанров – от трагедии до оперетты и комедии-буфф. Это и триумфальные гастроли в Уфе, Челябинске, Екатеринбурге… Наконец, «завоевывание» Москвы, Петербурга!.. Но главное – увлеченность труппы, постоянный творческий поиск, позволяющие создавать подлинные произведения театрального искусства.

culture01_09.jpg