Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!

Из истории мечети Марджани

Мечеть Марджани, она же «Первая соборная», «Старокаменная», «Юнусовская». Все это – одна из древнейших мечетей в городе, построенных после покорения Казанского ханства. Первое упоминание о строительстве мечети встречается в 1767 году, когда губернский центр осчастливила своим визитом императрица Екатерина II. Она приняла представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане жаловались на то, что пожар 1749 года и несправедливые действия местных властей лишили их права выполнять свои религиозные обязанности. Члены делегации, богатые казанские купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, убежденная сторонница веротерпимости в государстве, повелела губернатору А.Н. Квашнину-Самарину religion01_01.jpgиздать соответствующие разрешения и не препятствовать татарам в строительных работах.

Казанские мусульмане практически сразу же наметили участки под строительство храма. Первую каменную мечеть в городе возводили, без преувеличения будет сказано, всем миром. Из записи Ш. Марджани узнаём, что в святом деле приняли участие 62 человека, которые собрали 5 тысяч рублей. Летом 1768 года приступили к возведению храма. Завершилось строительство мечети Марджани в 1771 году.

К. Насыйри в своих сведениях указывал на то, что строительство велось с большой поспешностью. Это было обосновано желанием как можно скорее использовать случай, который предоставила Екатерина II. К. Насыйри пишет: «...когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине II: «Ты хоть дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко». На это царица ответила так: «я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения».

Это лишь один из десятков примеров, доказывающих, что борьба слободских татар за свои религиозные права явилась отправной точкой для осознания необходимости внесения изменений в государственную политику самодержавной России по отношению к мусульманской проблеме и послужила толчком для признания ислама приемлемой религией. Выдающиеся имамы мечети Марджани.

Имамами в новой мечети служили выдающиеся богословы и проповедники. Одним из первых имамов был уроженец Старотатарской слободы Абубакр Ибрагимов, который неоднократно избирался на должность кадия (заседателя) Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). В одной из комнат мечети на первом этаже мулла Абубакр открыл приходской мектеб, в другой – библиотеку духовной литературы.

После его смерти обязанности муллы временно были возложены на уроженца деревни Каменный Брод Тетюшского округа ясачного татарина Солтангалея Акаева. 11 мая 1794 г. свою первую пятничную проповедь прочитал новый имам махалли Ибрагим Хузят, получивший блестящее религиозное образование.

Следующим имамом Большой Старокаменной мечети стал Мустафа Мусин. Он был известен как человек, знавший Коран наизусть.

religion01_02.jpgЗимой 1849 г. в Казань торговым караваном из Бухары приехал молодой, но уже широко прославившийся своими выдающимися познаниями богослов Шигабутдин Марджани. 6 марта 1850 г. он становится имамом мечети. Именно благодаря этому человеку к концу XIX века ситуация в махалле изменилась коренным образом, и главный мусульманский храм Казани по праву стал называться именем Ш. Марджани.

С первых дней имамами мечети Марджани становились известные татарские богословы, которые выделялись своими всесторонними знаниями и затем служили муфтиями в различных регионах страны. По сей день из мусульманской общины мечети Марджани продолжают появляться деятели, вносящие огромный вклад в дело, направленное на благо общества.

С самого начала своего существования мечеть Марджани стала центральной, соборной и в наше время также играет очень важную роль в объединении мусульман. Сегодня мечеть Марджани – центр Казанского мухтасибата. Именно поэтому 235-летие первой каменной мечети является знаменательным событием не только для общины самой мечети, но и для города Казани.