Для тех, кто уверен в себе и предан Родине!
18.07.2011

Опережая генплан…

Астана - город поражающий своим футуристическим обликом, объемами и темпами строительства. Поэтому вопросов, касающихся архитектурно-строительной политики, возникло великое множество. На них ответил член Союза архитекторов профессор архитектуры Аманжол Чиканаев - один из руководителей ГКП "НИПИ генерального плана города Астана".

DSC06104.JPG

- Мы знаем, что Генеральный план развития города был определен японским архитектором Кисё Курокавой. Является ли этот план неизменным?

- Курокава разработал проект Генерального плана развития Астаны до 2030 года. Но он даже и предположить не мог таких темпов экономического развития и роста численности населения столицы. По расчетам специалистов из Японии к 2010 году в столице должно было проживать около 490 тысяч человек, а к 2030 году - 800 тысяч. А на сегодняшний день в Астане - уже 750 тыс. человек. Поэтому генплан уточняем и корректируем. Нельзя относится к нему как к константе. Генеральный план - это определение стратегий.

- Аманжол Шаймерденович, мы увидели пробки на улицах. С чем они связаны? Это ошибки в проектировании?

- Это не ошибки. Это как раз следствие ускоренных темпов развития города. Когда Курокава начал работать над проектом, он видел город, в котором по вечерам отключают электричество, и по улицам изредка проезжают одна - две машины. Поэтому он запроектировал узкие улицы. Сейчас мы улицы расширяем. Будет построено внутреннее кольцо с непрерывным движением. Скоро будет у нас и легкорельсовый трамвай. Но кто его знает, что будет через пять лет: научно-технический прогресс рвется вперед. Поэтому мы оставляем за собой право на изменения генплана. Может, метро будет... А может, по воздуху будем летать на такси. Город живой...

DSC06103.JPG

- Вы, наверняка, знакомы с московским Генпланом. Есть ли в нем что-то привлекательное для Астаны, или, наоборот, его принципы кажутся неприемлемыми?

- Я считаю, в московском генплане очень много разумного, и мы берем это на вооружение. Каждый московский район ограничен градостроительным регламентом, т. е. е четким указанием, что здесь можно, а что нельзя строить. Это касается этажности зданий , определения места для школ, детских садов, ночных клубов. Все четко оговорено. Это мы позаимствовали.

DSC06102.JPG

- Не могли бы Вы назвать основные приоритеты в градостроительной политике Астаны?

- В-первых, мы должны сохранить историческое и культурное наследие. На первых порах из-за желания быстро строить, были снесены памятники, представляющие архитектурную и историческую ценность. Сейчас с этим строго. Во-вторых, снос старых кварталов, состоящих из бараков и хрущевок. В-третьих, строительство жилых домов, причем мы сначала строим дома, потом заводы. Чтоб у людей возник вкус к жизни. Раз люди заимели вкус к жизни в красивых домах – должны иметь возможность заработать на нее. В прошлом году построено 125 индустриальных объектов, в этом – 75. Ну, и, в-четвертых, строительство новой Астаны в соответствии с самыми лучшими проектами, выигравшими международные конкурсы.

DSC06066.JPG

- Аманжол Шаймерденович, не кажется ли Вам, что ориентация на зарубежных архитекторов мешает проявиться национальному колориту?

- Я согласен, что город получается довольно космополитичный. Но взгляните на современные сооружения Японии или Бразилии. Еще совсем недавно не было архитектуры, которую мы называем японской или бразильской. Эта новейшая стилистика была создана руками гениев. Так и у нас создается современная казахская архитектура, пусть пока не казахами. Кстати, в международных конкурсах на лучшие проекты участвуют и казахские зодчие, но у них еще не получается выигрывать. Видимо, наш казахский Норманн Фостер пока подрастает. Подождем.